С тихой радостью я наблюдал, как
этот небольшой человечек гонял Бьёркера по сцене — не один, не два раза, а
тридцать. Наша великая певица-альт, прелестная черноволосая Гертруда
Польсон-Веттерген, влюбившись без памяти, пела как никогда раньше. Эйнару
Бейрону ежедневно доставались оскорбления — заслуженно. Медленно, но верно
решительные меры делали свое дело, и из злобного провинциального премьера
рождался — нет, не певец (чудеса тоже не беспредельны), но хороший актер. Быстро
разобравшись, что хор хоть и превосходен, но плохо обучен, Добровейн начал
работать с ним — любовно и с величайшим тщанием. Лучшие свои часы он
проводил с хором. Мне удалось пару раз поговорить с
Добровейном, и хотя мой пиетет и языковой барьер сильно затрудняли общение,
кое-что все-таки я понял. Он сказал, что боится «Волшебной флейты» — как ее
сценического воплощения, так и музыкального. Жаловался на глубокомысленные,
перегруженные декорации художников: сцена, на которой состоялось самое
первое представление, не могла быть большой, представьте себе только Тамино
и три двери — ведь музыка указывает количество шагов от двери до двери, сцены
меняли просто и быстро, только задники и кулисы, без пауз на возведение
новых декораций. «Волшебная флейта» родилась в интимном деревянном театрике
с самым элементарным оборудованием и фантастической 191 акустикой. Хор поет пианиссимо за
сценой: «Pamina lebt
noch»*. Добровейн мечтал о молодых певцах,
молодых виртуозах. Большие арии — медальонная ария, ария до минор,
колоратуры Королевы Ночи — обычно исполнялись чересчур замшелыми
«шишками». Молодой огонь, молодая страсть, молодая резвость — иначе получится
нелепо, совсем нелепо. В фильме «Час волка» я попытался
изобразить сцену, затронувшую меня глубже всего: Тамино — один у дворца.
Темно, он охвачен сомнением и отчаянием, кричит: «О, темная ночь! Когда ты
исчезнешь? Когда обрету я свет в этой мгле?» Хор отвечает пианиссимо из храма:
«Скоро, скоро или никогда!» Тамино: «Скоро? Скоро? Или никогда. О вы,
таинственные создания, дайте мне ответ — жива ли еще Памина?» Хор отвечает
издалека: «Памина, Памина еще жива!» В этих двенадцати тактах
содержатся два вопроса — у последней черты жизни — и два ответа. Когда
Моцарт писал оперу, он был уже болен, его коснулось дыхание смерти. В миг
нетерпеливого отчаяния он восклицает: «О темная ночь! Когда ты исчезнешь?
Когда обрету я свет в этой мгле?» Хор отвечает двусмысленно: «Скоро, скоро
или никогда». Смертельно больной Моцарт посылает вопрос в темноту. Из этой
темноты он сам отвечает на свой вопрос — или
получает ответ? |