К несчастью, я неправильно
расставил акценты — мне стало это ясно слишком поздно, когда фильм был уже
непоправимо завершен. Как-то навещая нас с Кэби в
Юрсхольме, Андреа привезла с собой фотографии, запечатлевшие события одного лета
в замке Матильды фон Меркенс. Одна из этих фотографий заставила меня
взвыть от горя. На ней представлено общество, собравшееся на террасе,
очевидно, после обильной трапезы. Пышная зелень захлестнула балюстраду и
каменную лестницу, взорвала изнутри мозаику, вскарабкалась на статуи и
лепнину. В расставленных там и сам на потрескавшемся полу террасы рваных
плетеных креслах отдыхает горстка музыкальных гениев Европы. Потные, слегка
заросшие, они курят сигареты. Кто-то так бурно веселится, что его изображение
смазалось — это Альфред Корто. Жак Тибо, наклонившись вперед, хочет что-то
сказать, шляпа сдвинута на нос. Эдвин Фишер опирается животом на
балюстраду. У Матильды фон Меркенс в одной руке чашка кофе, в другой — сигарета.
Фоглер сидит с закрытыми глазами, жилет застегнут наглухо. Фуртвенглер,
заметив фотоаппарат, успевает растянуть губы в демонической улыбке. В
высоких окнах мелькают какие-то женские лица — старческие, раздутые,
желчные. Немного в стороне стоит молодая, изысканно одетая и причесанная
женщина, ее красота носит восточный характер. Это — Андреа Фоглер-Корелли.
Она держит за руку пятилетнюю дочь. Со стены частично обвалилась
штукатурка, в одной оконной раме вместо стекла вставлена фанерка, у
купидона отлетела голова. Снимок излучает ощущение вкусного обеда, потной
жары, распутства и тихого запустения. Отрыгавшись, облегчившись,
подкрепившись послеобеденным кофе и чем-нибудь покрепче, эти господа соберутся,
наверное, в огромной, пропахшей плесенью гостиной Матильды фон Меркенс. Там
они творят музыку. Там они безгрешны, как ангелы. 195 Мне было мучительно стыдно за
свою поверхностную, надуманную комедию. Полезно, но неприятно. Слишком
много было у меня дел, я недавно возглавил Драматен, находился в преддверии
первого театрального сезона, был не в силах целиком посвятить себя фильму и
пошел наипростейшим путем. Больше всего мне хотелось отказаться от задуманного,
но я дал обещание. Контракты были подписаны, все подготовлено до мелочей.
Да и сценарий получился веселым, все были довольны. Порой требуется гораздо больше
мужества, чтобы нажать на тормоза, чем запустить ракету. Мне такого мужества не
хватило, и я слишком поздно понял, какого рода фильм должен был бы
сделать. Наказание не заставило себя
ждать. Фильм потерпел скучное фиаско — зрительское и финансовое*. |