Началась война. Квартет Фоглера
продолжал разъезжать по свету. Страна перешла на военное положение, закрылись
театры и концертные залы. Но квартет наряду с немногими другими театральными и
музыкальными ансамблями получил специальное разрешение на продолжение
гастролей. Осенью Андреа с музыкантами
оказались в Восточной Пруссии, недалеко от Кенигсберга. Они жили в маленькой
курортной гостинице на берегу моря и давали концерты в близлежащих
городках. Однажды вечером Андреа гуляла
одна по берегу. Солнце погружалось в огненную дымку, море было неподвижно.
Вдалеке слышались артиллерийские залпы. Вдруг Андреа остановилась,
потрясенная сразу двумя сильнейшими ощущениями — она поняла, что беременна и что
у нее есть ангел-хранитель. Спустя несколько дней города
вокруг Кенигсберга были заняты русскими войсками. Андреа, ее дочь, мужа и всех
музыкантов согнали на сборный пункт. Специальное разрешение на гастроли
показалось подозрительным. Их заперли в подвале. Через окошки под самым
потолком виднелся кусок асфальтированного школьного двора. У музыкантов
отобрали инструменты. Йонатану Фоглеру приказали раздеться догола, после чего
его вместе с другими заключенными повели во двор на расстрел. По какой-то
нерешительности начальства они простояли у стены несколько часов. А затем
получили приказ возвращаться в подвал. На следующий день повторилась та же
процедура. * Речь
идет о фильме «Не говоря уж обо всех этих женщинах» (1964). 196 Охрана насиловала заключенных
женщин. Андреа, чтобы не пугать дочь, добровольно предоставила себя в
распоряжение мужчин. По ее подсчетам, ее изнасиловали двадцать три или
двадцать четыре раза. Вскоре в город прибыли русские
элитные соединения, была образована комендатура, нескольких русских солдат
расстреляли для устрашения: Красная Армия не грабит нищих и не насилует
беззащитных. Подвал из тюрьмы переделали в
жилье. Фоглеру вернули одежду. У него началось нервное расстройство, он лежал и
трясся в углу, но вел себя тихо. Андреа с музыкантами отправлялись на
поиски еды. Во время одной из таких вылазок
она встретила директора местного театра и нескольких актеров. Они решили
вместе обратиться к коменданту с предложением возродить в какой-нибудь форме
театрально-музыкальную жизнь. Полковник, которому Андреа, говорившая по-русски,
изложила этот план, высказал определенный интерес. По какой-то необъяснимой
организационной прихоти музыкантам отдали обратно их инструменты — целые и
невредимые. Вскоре Андреа и директор театра
объявили о проведении званого вечера-концерта в большом зале Ратуши. Верхний
этаж здания сгорел, а главный зал практически не пострадал. В восемь часов
помещение заполнили местные жители, беженцы и русские завоеватели.
Исполнялись произведения Баха, Шуберта и Брамса. Директор театра с остатками
труппы показал сцены из «Фауста». Концерт продолжался долго, пока проливной
дождь, беспрепятственно проникавший сквозь поврежденные потолочные
перекрытия, не положил конец празднеству. Концерт повторили, успех был
колоссальный, входной платой служили кусок угля, яйцо, пакетик масла или
что-нибудь еще из предметов первой необходимости. Андреа занималась
организационной стороной дела и заставляла мужа и музыкантов проводить
регулярные репетиции. |