После войны Йонатан Фоглер бросил
жену и получил профессуру в какой-то немецкой академии. Белая как лунь
голова, лицо — будто присыпано мелом, черные глаза как горящие
угольки, смешной выпяченный животик, систематические сердечные приступы — и
три постоянные любовницы. Андреа, обосновавшись в
Штуттгарте, стала давать уроки игры на фортепьяно. К Кэби Ларетеи, своей
преданной учени- 197 це, она относилась с лишенной
сентиментальности нежностью и железной твердостью. У Кэби были серьезные проблемы.
Она сумела сделать карьеру благодаря щедрой музыкальной одаренности,
внутреннему огню и темпераменту в сочетании с красотой и обаянием.
Трудность заключалась в том, что это изысканное сооружение покоилось на шатком
фундаменте: ей недоставало стабильной техники. За сверкающим фасадом уверенности
в своих силах скрывалась опасная неуверенность. В зависимости от
бесчисленных обстоятельств ее концерты бывали либо блистательными,
либо ужасающими. Кэби Ларетеи обратилась к Андреа
Фоглер-Корелли, чтобы та подвела солидное основание под прекрасное здание.
Задача оказалась изматывающей, требующей терпения и растянулась на
многие годы, но за это время между двумя женщинами окрепла настоящая искренняя
дружба. Мне иногда дозволялось
присутствовать на уроках, где в ход шли те же жесткие педагогические приемы, что
и у Торсте-на Хаммарена. Музыкальная фраза разбивалась на составные части,
которые отрабатывали часами, педантично следя за каждым пальцем, и, когда
наступало время, собирали в единое целое. Андреа нравились крупные руки
Кэби, ее желание и музыкальная одаренность, но она жаловалась на лень своей
ученицы и была безжалостна, как сенокосилка. Кэби взбрыкивала, но
подчинялась. Основательная аналитическая работа затрагивала, в основном,
технические проблемы, но по ходу дела все больше превращалась в душевное
общение. Пальцы, кисть, локоть, плечо,
спина, посадка, постановка руки, не жульничай, если не знаешь, не спеши,
остановись и подумай, этот такт поможет тебе справиться с целой фразой, вот
видишь, здесь переведи дух, почему ты все время задерживаешь дыхание,
милая, осталось всего полчаса, потерпи, скоро получишь свой чай, если второй
сустав пальца не слушается, значит, что-то не в порядке здесь (украшенный
кольцом указательный палец утыкается между лопаток ученицы). Теперь сыграй
фа-диез двадцать раз, нет, тридцать, но думай,
что делаешь! Сперва указательным, потом средним, откуда этот
удар, вот именно: сила идет из живота, не жульничай, помни о посадке. Нет таких
инструментов — и не будет, — чтобы передать весь тот динамизм, который
Бетховен воображал себе в своем беззвучном мире. Видишь, как сейчас красиво
звучит, у |