198 тебя в душе так много красоты,
надо научиться показывать ее. Идем дальше, здесь намек на то, что настигнет нас
через двадцать девять тактов, это почти незаметно, но важно. У
Бетховена не существует проходных моментов, он говорит трогательно,
возмущенно, печально, весело, с болью, но никогда не бормочет, не бормочи,
ни в коем случае не опускайся до среднего
уровня! Ты должна знать, чего хочешь, даже если ты не права.
Смысл и взаимосвязь, понятно? Но это не значит, что нужно все
акцентировать, акцент и значение — две разные вещи. Теперь идем дальше, потерпи,
тренируйся в терпении, когда хочется все бросить, подключи особую батарею, она
удвоит твои усилия. В искусстве нет ничего хуже больной совести. Остановись
здесь. До. Мой друг Горовиц каждое утро после завтрака подходил к роялю и брал
несколько до-мажорных аккордов. Говорил, что это прочищает уши. Я слушал Андреа и думал о театре,
о себе, об актерах. О нашей небрежности, о нашем невежестве. О проклятой
массовой продукции, производимой нами за деньги. В нашей культурной глухомани
были, конечно, выдающиеся актеры, лишенные элементарных технических
навыков. Полностью полагаясь на свое неоспоримое обаяние, они выходили на
сцену и завязывали своего рода эротические отношения со зрителями. Если же
этих отношений не возникало, они терялись, забывали текст (который никогда как
следует не учили), впадали в рассеянность, бормотали невнятицу — кошмар для
партнеров и суфлера. Это были гениальные любители на час, порой они
демонстрировали ослепительное вдохновение целый вечер, а в промежутках —
неравномерная серость, стимуляторы, наркотики, алкоголь. Великий Ёста Экман — хороший тому
пример. Ни опыт, ни волшебное обаяние, ни гениальность ему не помогли. Его
провалы особенно заметны в фильмах. Кинокамера разоблачает блеф,
пустоту, неуверенность, отсутствие мужского начала. Премьеры были наверняка
великолепными. А пятый спектакль или пятнадцатый? Я видел его Гамлета в
самый обычный четверг. Это было домашнее упражнение в высокомерии и
необъяснимом кривляний на фоне усердного диалога с приходившим во все
большее возбуждение суфлером. Несколько лет подряд мы с Кэби
снимали дачу в шхерах на северной оконечности острова Урнё. Громоздкий
патрици- 199 анскии каменный дом стоял на
мысу, откуда открывался вид на залив Юнгфрюфьёрден и подступы к Даларё. Мыс был
отрезан от остальной части острова дремучим, труднопроходимым лесом,
наступавшим на дом и уже вторгшимся на клубничные и картофельные грядки.
Там царил влажный полумрак, в сумраке светились одичавшие орхидеи, бесились
ядовитые комары. |