Корни любой постановки уходят
глубоко в века и грезы. Охотно верю, что они покоятся в особом уголке души.
Лежат себе там уютно и зреют, словно роскошные сыры. Некоторые неохотно — или
довольно охотно и часто — выходят наружу, другие не показываются вовсе, не видя
надобности участвовать в беспрерывном производстве. Запас лежащих под спудом идей и
быстрых взлетов вдохновения начинает истощаться. Это не внушает мне ни
чувства горечи, ни чувства потери. *
* * Я сделал несколько сомнительных
по качеству фильмов, но тем не менее заработал на них кое-какие деньги. После
грандиозно задуманного, но неудавшегося проекта, где мне и Лив Ульман
предназначались главные роли, а декорациями должны были служить причудливые
камни Форё, я находился в жалком состоянии. Один из протагонистов сбежал, я
остался на сцене. Поставил неплохой спектакль по «Игре снов», влюбился во
влюбленность молоденькой актрисы, ужаснулся механике повторяемости,
удалился на свой остров и в длительном приступе меланхолии написал фильм «Шепоты
и крики». Снял все свои сбережения,
уговорил четырех исполнителей главных ролей внести будущие гонорары на
правах пайщиков и занял полмиллиона у Киноинститута. Это немедленно
вызвало негодование многих деятелей кино, которые 201 жаловались, что Бергман вырывает
кусок хлеба изо рта бедных шведских коллег — он, дескать, мог бы достать
деньги за границей. Но такой возможности не было. После целого ряда не слишком
удачных фильмов никто не хотел меня финансировать — ни дома, ни за рубежом.
Это было вполне в порядке вещей. Мне всегда импонировала откровенная жестокость
международного мира кино, избавляющая от сомнений в собственной рыночной
стоимости. Моя тогда равнялась нулю. Пишущая братия во второй раз за мою жизнь
начала говорить о конце моей карьеры. Как ни странно, замалчивание или
высказываемое равнодушие никак на меня не повлияло. Мы снимали фильм с настроением
бодрой уверенности. Для съемок выбрали запущенное поместье недалеко от
Мариефреда. Заросший в меру парк, красивые комнаты в ужасающем состоянии —
мы могли делать с ними что захотим. Восемь недель мы жили и работали в этой
усадьбе. Временами я тоскую по кино —
завершенному этапу моей жизни. Чувство естественное и скоропреходящее. Особенно
не хватает мне Свена Нюквиста. Может быть, потому, что мы оба безраздельно
захвачены проблематикой света. Мягкого, опасного, мечтательного, живого,
мертвого, ясного, туманного, горячего, резкого, холодного, внезапного, мрачного,
весеннего, льющегося, изливающегося, прямого, косого, чувственного, покоряющего,
ограниченного, ядовитого, успокаивающего, светлого света. Свет. |