Завершение «Шепотов и криков»
заняло немало времени. Озвучивание и лабораторные пробы затянулись, требовали
денег. Не дожидаясь конца, мы начали съемки «Сцен из супружеской жизни».
Делали его главным образом для развлечения. Где-то в середине съемок
позвонил мой адвокат и заявил, что денег хватит еще на месяц. Я продал
скандинавские права телевидению и спас наш шестичасовой фильм, находившийся
на волоске от гибели. Найти американского прокатчика
для «Шепотов и криков» оказалось весьма сложно. Мой агент Пол Кохнер,
немолодой опытный негоциант, старался впустую. Один известный
прокатчик после просмотра повернулся к Кохнеру и заорал: «I will charge you for this damned
screening!»* В конце концов маленькая прокатная
фирма, специализировавшаяся на фильмах ужасов и легкой порнографии, сжалилась
над на- * Я на
вас в суд подам за этот проклятый фильм! (англ.). 202 ми. В респектабельном
нью-йоркском кинотеатре возникла пауза — не вышел вовремя фильм Висконти. И за
два дня до Рождества там устроили премьеру «Шепотов и криков». Мы с Ингрид поженились в ноябре и
переехали в дом на Карлаплан, по красоте не уступавший слоеной тянучке. Он был
построен на том самом месте, где когда-то стоял Красный Дом, в котором жил
Стриндберг с Харриет Боссе. В первую же ночь я проснулся от негромких звуков
рояля, проникавших через перекрытия. Играли «Исчезновение» Шумана, одну из
любимейших вещей Стриндберга. Быть может, дружеский привет? Мы готовились к Рождеству,
испытывая слабое беспокойство за будущее. Кэби любила повторять, что на
деньги ей плевать, но они хорошо успокаивают нервы. Мне было чуточку
грустно из-за того, что деятельности «Синематографа» пришел, по всей
видимости, конец. За день до Сочельника позвонил
Пол Кохнер. Каким-то странным голосом он пробормотал: «It is a rave, Ingmar. It is a rave!»* Я не знал, что значит «rave» и не сразу осознал полный успех.
Десять дней спустя фильм был куплен большинством стран, еще имеющих
кинотеатры. «Синематограф» перебрался в
просторное помещение, где мы оборудовали великолепный, оснащенный по последнему
слову техники просмотровый зал и офис, ставший уютным местом встреч и
центром неторопливо расширяющейся деятельности. Я занялся — в качестве
продюсера — производством фильмов с другими режиссерами. Не думаю, чтобы я был хорошим
продюсером, так как, стараясь не оказывать чрезмерного давления, я тем
самым вел себя нечестно, подбадривая больше, чем нужно, и занижая
требования. Не раз мне приходил на память продюсерский гений Лоренса
Мармстедта: его твердость, бесцеремонность, искренность и воля к борьбе в
сочетании с тактом, пониманием и чувствительностью. Если б у нас имелся хоть
один продюсер, обладающий способностями Мармстедта, нашим самым выдающимся
кинорежиссерам — Яну Труэллю, Вильготу Шёману, Каю Поллаку, Рою Андерссону, Май
Сеттерлинг, Марианн Арне, Челю Греде, Бу Видербергу — не пришлось бы влачить
столь жалкое существование. Длительные бесплодные периоды неуверенности и
зыбкости, переоценка собственной значимости и отвергнутые заявки. Внезапно —
пара-другая миллионов, мол- |