Много лет назад меня навестили в
Киногородке Джером Роббинс и его ослепительной красоты спутница восточного
происхождения. Ощущение было сходное: естественный контакт, легкое, но
обжигающее прикосновение, грусть при расставании, бурные заверения о скорой
встрече. Но ничего из этого не вышло, да и
никогда ничего не выходит. Крестьянская, бергмановская стеснительность,
робость перед неконтролируемыми чувствами: лучше уйти в сторону, промолчать,
избежать. Жизнь и так штука рискованная, я говорю «спасибо» и осторожно
пячусь назад, любопытство сменяется боязнью, лучше уж серые будни. Они
поддаются контролю и режиссуре. «Лицом к лицу» задумывался как
фильм о снах и действительности. Сны становятся явью, реальностью,
реальность растворяется, превращаясь в грезу, сон. Всего лишь два-три раза
удавалось мне беспрепятственно парить между сном и реальностью: «Персона»,
«Вечер шутов», «Молчание», «Шепоты и крики». На этот раз задача оказалась
сложнее. Вдохновение, требовавшееся для осуществления замысла, подвело
меня. В чередовании снов видна искусственность, действительность
расползлась по швам. Есть несколько прочно сделанных сцен, и Лив Ульман
боролась как львица. Фильм не развалился только благодаря ее силе и таланту. Но
даже она не смогла спасти кульминацию, первичный крик — плод увлеченного,
но небрежного прочтения. Сквозь тонкую ткань скалилась художественная
бесплодность. Начало смеркаться, но я не
замечал мрака. Итальянское телевидение вознамерилось сделать фильм о жизни
Христа. Проект финансировался крупными магнатами. В Швецию прибыла делегация из
пяти человек, чтобы передать заказ. В ответ я написал подробное либретто о
последних сорока восьми часах жизни Спасителя. В отдельных эпизодах
рассказывалось о ком-нибудь из главных действующих лиц 205 драмы: Пилате и его жене,
отрекшемся Петре, матери Иисуса Марии, Марии Магдалине, Солдате, который сплел
терновый венец, Симоне из Киреи, который нес крест, предателе Иуде. У каждого
был свой эпизод, в котором столкновение со страстями Господними
безвозвратно уничтожало их мир и изменяло их жизнь. Я сообщил, что
собираюсь снимать ленту на Форё. Крепостная стена Висбю должна была стать стеной
вокруг Иерусалима. Море у подножия скал — Галилейским морем. На каменистом холме
Лангхаммарена будет воздвигнут крест. Итальянцы прочитали, подумали и
мрачно отказались. Заплатив мне кругленькую сумму, они передали работу
Франко Дзеффирелли. Получилась красивая книжка с картинками о жизни и
смерти Христа, настоящая Библия для бедных. Начало смеркаться, но я не
замечал мрака. |