Жизнь была приятной, наконец-то
свободной от душераздирающих конфликтов. Я научился справляться с демонами.
И смог осуществить то, о чем мечтал в детстве. К отреставрированному особняку в
Дэмба на Форё примыкал наполовину разрушенный скотный двор столетней давности.
Мы его отстроили и использовали как примитивную студию для «Сцен из
супружеской жизни». После окончания съемок студию переделали в
просмотровую, изобретательно устроив монтажную на сеновале. Завершив монтаж «Волшебной
флейты», мы пригласили на премьеру кое-кого из участников фильма, нескольких
жителей Форё и множество детей. Был август, полнолуние, над болотом Дэмба
стлался туман. Холодным светом светились старинные постройки и мельница. В
кустах сирени вздыхал домовой — Справедливый Судья. В перерыве мы зажгли бенгальские
огни и чокались шампанским и яблочным напитком «Поммак» за Дракона, за
рваную варежку Рассказчика, за Папагено, у которого родилась дочь, и за
счастливое окончание длившегося всю жизнь путешествия с «Волшебной флейтой»
в багаже. В старости потребность в
развлечениях убывает. Я благодарен за все спокойные, бессобытийные дни и за
не слишком бессонные ночи. Просмотровая на Форё доставляет мне неистощимое
удовольствие. Благодаря дружескому расположению Синематеки Киноинститута я могу
брать напрокат любые фильмы из их неисчерпаемого запаса. Удобное кресло, уютная
комната, гаснет свет, на белой стене появляется первый пры- 206 тающий кадр. Тишина. Слабо жужжит
проектор в хорошо изолированной проекционной. Тени движутся, поворачиваются
ко мне лицом, призывая обратить внимание на их судьбу. Прошло шестьдесят лет, а
лихорадка все не отпускает. *
* * В 1970 году Лоренс Оливье
уговорил меня поставить «Гедду Габлер» на сцене лондонского Национального театра
с Мэгги Смит в заглавной роли. Я упаковал чемодан и отправился в путь,
ощущая сильнейшее внутреннее сопротивление и полный дурных предчувствий. Им
предстояло оправдаться. Комната в гостинице была мрачная и грязная, под окном
бесновалось уличное движение: дом сотрясался, окна звенели, воняло сыростью и
плесенью, справа от двери гудела батарея. В ванной ползали крошечные блестящие
червячки, вполне красивые, но явно не к месту. Торжественный ужин в мою честь с
новоиспеченным лордом и актерами не удался: яванские блюда были
несъедобными, один из актеров пришел пьяный уже к аперитиву, с ходу заявив,
что Ибсен и Стриндберг — динозавры, которых невозможно играть и которые лишь
доказывают крах буржуазного театра. Я поинтересовался, за каким дьяволом он
тогда собирается участвовать в «Гедде Габлер», на что он ответил, что в Лондоне
и так уже пять тысяч безработных актеров. Лорд улыбнулся, чуть скривившись,
и заверил: наш друг — прекрасный артист, а на его революционную болтовню в
подпитии не следует обращать внимания. Разошлись мы рано. |