Национальный театр временно, пока
возводилось новое здание на берегу реки, играл в двух снятых внаем помещениях.
Репетиционный зал представлял собой сарай из бетона и рифленого железа,
стоявший в просторном дворе с вонючими мусорными баками. Когда солнце
нагревало железо, жара становилась невыносимой, ибо окон там не было. Крыша
покоилась на стальных опорах, расположенных на расстоянии пяти метров друг
от друга. Мизансцены надо было выстраивать позади и впереди опор. В коротком
коридорчике, разделявшем репетиционный зал и временный административный
барак, имелось два вечно засоренных туалета, воняло мочой и тухлой рыбой. Актеры были превосходны,
некоторые просто великолепны. Их профессионализм и темпы меня даже
напугали. Я сразу понял, что их методы работы отличаются от наших. К
пер- 207 вой репетиции они уже выучили
текст. Получив мизансцены, начали играть в быстром темпе. Я попросил их умерить
пыл, они пытались, но это сбивало их с толку. Руководитель театра* был болен раком, тем не менее каждое утро в
девять часов он входил в административный барак, проводил за работой целый день
и еще несколько раз в неделю исполнял роль Шейлока, иногда по два спектакля в
день. Как-то в субботу я зашел к нему в тесную и неудобную артистическую
после первого спектакля. Он сидел в нижнем белье, накинув на плечи рваный
халат, смертельно бледный, в холодном поту. В тарелки плавали неаппетитные
бутерброды. Он пил шампанское — один бокал, второй, третий. Потом пришел
гример, костюмер помог ему одеть поношенное платье Шейлока, он вставил
полагавшуюся по роли ослепительно белую челюсть и взял в руки котелок. Я невольно подумал о наших
молодых шведских актерах, жалующихся, что им приходится днем репетировать, а
вечером играть. Или еще хуже: играть утренний спектакль и вечерний!
Как это изматывает! Так опасно для артистизма! Так тяжело на следующий
день! Какие катастрофические последствия для семейной жизни! Я самовольно переехал в гостиницу
«Савой», клянясь, что готов оплатить расходы. Тогда лорд предложил мне пожить в
его квартире, где он иногда ночевал, на последнем этаже многоэтажного дома
в одном из шикарных районов города, заверив, что мне никто не будет мешать.
Сам он с женой Джоан Плоурайт жил в Брайтоне. Может быть, изредка он будет
вынужден переночевать в квартире, но нам нечего смущаться друг друга. Я
поблагодарил за заботу и перебрался на новое место жительства, где меня
встретила домоправительница, похожая на звонаря из «Собора Парижской
богоматери» — ирландка, четыре фута ростом, передвигавшаяся боком.
Вечерами она так громко читала молитвы, что я вначале решил, будто у нее в
комнате есть громкоговоритель, по которому передают богослужение. |