218 благоденствующей Баварии, нежно
прижимаемый к широкой медвежьей груди Франца-Йозефа Штрауса. На званом вечере в мою честь меня
сфотографировали с ним — с Самим. Он настолько беззастенчиво использовал эту
фотографию в проходившей предвыборной кампании, что я был вынужден попросить
избавить меня от подобных почестей. Приемы следовали один за другим. «Волшебная
флейта» шла — под восторженный рев публики — в самом большом кинотеатре
города. «Сцены из супружеской жизни» показали по телевидению — с последующим
обсуждением и дискуссией. Гостеприимство и любопытство сметали все на своем
пути. Я пытался всячески отвечать на эту доброжелательность, старался быть
вежливым со всеми, слишком поздно уразумев, что баварское общество насквозь
пропитано политикой, а барьеры между различными партиями и фракциями
непреодолимы. За короткое время мне удалось
оскандалиться по всем направлениям. С шумом и грохотом я ворвался в
Резиденцтеатер, имея при себе принципы и идеи, выработанные за долгую
профессиональную жизнь в достаточно защищенном уголке Земли. Я совершил
фатальную глупость, пытаясь применить шведские модели в немецких условиях. И
потому потратил немало времени и сил на демократизацию процесса принятия
решений в театре. Это было настоящим
идиотизмом. Я провел собрания труппы и сумел
организовать актерский совет из пяти человек, наделенный функциями
совещательного органа. Но вся эта затея буквально полетела к черту. В этой
связи стоит, наверное, упомянуть, что в Национальном театре Баварии нет
правления, он подчиняется непосредственно Баварскому министерству культуры,
во главе которого стоит какой-то важный министр, играющий на органе, —
получить у него аудиенцию труднее, чем у китайского императора. Поборов
терзания труппы и создав наконец этот совещательный орган, я осознал, какое
чудовище произвел на свет. Копившаяся и бродившая годами ненависть выплеснулась
наружу, лизание задниц и страх достигли невероятных размеров. Ярким
пламенем вспыхнула вражда между фракциями. Интриги и махинации, подобных
которым в Швеции — ни по размаху, ни по качеству — никогда не видели даже в
церковных кругах, стали будничным блюдом в самой что ни на есть дерьмовой
забегаловке. 219 Нашему директору, выходцу из
Вены, было за семьдесят. Блестящий актер, он, к сожалению, был женат на
красивой, но значительно менее блестящей актрисе, отличавшейся взамен бешеным
властолюбием, страстью к выступлению на сцене и интриганством. Директор со своей
Клитемнестрой властвовали безраздельно, рука об руку пробившись сквозь
унижения и величие немецкого театра. Этот самый директор жил в
обманчивом убеждении, будто он управляет театром с отеческой мудростью.
Актерский совет безжалостно вывел его из этого заблуждения. Естественно, в
его глазах я выглядел разрушителем любовных отношений между отцом и детьми.
Он считал меня своим злейшим врагом, активно поддерживаемый женой, игравшей
Ольгу в моем спектакле «Три сестры». Меня раздражала ее манера говорить
утробным голосом — она, вероятно, думала, будто это придает ей сексапильности, —
и я вполне серьезно посоветовал ей обратиться к педагогу по развитию
речевой техники. Этого она мне не простила. |