Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Режиссер обязан выходить на поклоны вместе с артиста­ми, во всяком случае на премьере. В противном случае возни­кает раскол. Сначала выходят актеры, получая свою долю ап­лодисментов и криков «браво!» Затем выхожу я — и зал разражается оглушительным свистом и криками негодования. Что делать в таком случае? Ничего. Стоишь и глупо улыба­ешься. Но мысль работает. Сейчас, Бергман, сейчас ты пере­живаешь нечто новое. Все-таки приятно, что люди могут так бесноваться. Ни из-за чего. Из-за Гекубы.

Пол сцены заляпан чудовищными соплями. Бедный при­зрак Ибсена с трудом отдирает ноги от липкой гадости. Сопли

221

символизируют, как ясно каждому, буржуазный декаданс. Под больничной койкой отец Гамлета тискает Призрака, ко­нечно же, голого. Плановый спектакль «Венецианский купец» завершается на плацу в близлежащем концентрационном ла­гере Дахау, публику везут туда в автобусах. По окончании Шейлок остается в одиночестве, одетый в лагерную форму, ос­вещенный прожекторами. Вагнеровский «Летучий Голлан­дец» начинается в просторной бидермайеровской гостиной, куда с грохотом, ломая стены, въезжает корабль. В «Гибели «Титаника»» Энценсбергера посреди сцены установлен гро­мадный аквариум, в котором плавает страшенный карп. По мере развития катастрофических событий актеры по одному присоединяются к карпу. В том же театре «Фрёкен Жюли» иг­рают как трехчасовой фарс в стиле немого кино. У актеров ли­ца вымазаны белилами, они непрерывно орут и жестикулиру­ют словно ненормальные. И так далее. И так далее. Сперва немного удивляешься. Потом соображаешь, что это прекрас­ная немецкая традиция, упорная, живучая. Абсолютная свобо­да, постоянные сомнения во всем, приправленные профессио­нальным отчаянием.

Для варвара с севера, впитавшего с молоком матери вер­ность слову, это чудовищно. Но забавно.

Публика беснуется от негодования или восторга, критики беснуются от негодования или восторга, у тебя же горит голо­ва, земля уходит из-под ног: что же это я вижу, что же это я слышу, это я или...

Постепенно созревает решение — надо же, черт возьми, определиться, все так делают и прекрасно себя чувствуют, да­же если на следующий день меняют точку зрения и утвержда­ют противное. Итак: большая часть того, что обрушивается на мою голову с немецкой сцены, — никакая не абсолютная сво­бода, а абсолютный невроз.

Да и как иначе этим беднягам заставить зрителей и преж­де всего критиков хоть бровью повести? Молодому режиссеру поручается ответственное задание — поставить «Разбитый кувшин». Сам он его видел в семи различных постановках. Он знает, что зрители с детских лет посмотрели двадцать один ва­риант, а раздираемые зевотой критики — пятьдесят восемь. Значит, чтобы показать свое собственное лицо, надо набрать­ся наглости.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz