Режиссер обязан выходить на
поклоны вместе с артистами, во всяком случае на премьере. В противном
случае возникает раскол. Сначала выходят актеры, получая свою долю
аплодисментов и криков «браво!» Затем выхожу я — и зал разражается
оглушительным свистом и криками негодования. Что делать в таком случае? Ничего.
Стоишь и глупо улыбаешься. Но мысль работает. Сейчас, Бергман, сейчас ты
переживаешь нечто новое. Все-таки приятно, что люди могут так бесноваться.
Ни из-за чего. Из-за Гекубы. Пол сцены заляпан чудовищными
соплями. Бедный призрак Ибсена с трудом отдирает ноги от липкой гадости.
Сопли 221 символизируют, как ясно каждому,
буржуазный декаданс. Под больничной койкой отец Гамлета тискает Призрака,
конечно же, голого. Плановый спектакль «Венецианский купец» завершается на
плацу в близлежащем концентрационном лагере Дахау, публику везут туда в
автобусах. По окончании Шейлок остается в одиночестве, одетый в лагерную форму,
освещенный прожекторами. Вагнеровский «Летучий Голландец» начинается в
просторной бидермайеровской гостиной, куда с грохотом, ломая стены, въезжает
корабль. В «Гибели «Титаника»» Энценсбергера посреди сцены установлен
громадный аквариум, в котором плавает страшенный карп. По мере развития
катастрофических событий актеры по одному присоединяются к карпу. В том же
театре «Фрёкен Жюли» играют как трехчасовой фарс в стиле немого кино. У
актеров лица вымазаны белилами, они непрерывно орут и жестикулируют
словно ненормальные. И так далее. И так далее. Сперва немного удивляешься. Потом
соображаешь, что это прекрасная немецкая традиция, упорная, живучая.
Абсолютная свобода, постоянные сомнения во всем, приправленные
профессиональным отчаянием. Для варвара с севера, впитавшего
с молоком матери верность слову, это чудовищно. Но забавно. Публика беснуется от негодования
или восторга, критики беснуются от негодования или восторга, у тебя же горит
голова, земля уходит из-под ног: что же это я вижу, что же это я слышу, это
я или... Постепенно созревает решение —
надо же, черт возьми, определиться, все так делают и прекрасно себя чувствуют,
даже если на следующий день меняют точку зрения и утверждают
противное. Итак: большая часть того, что обрушивается на мою голову с немецкой
сцены, — никакая не абсолютная свобода, а абсолютный невроз. Да и как иначе этим беднягам
заставить зрителей и прежде всего критиков хоть бровью повести? Молодому
режиссеру поручается ответственное задание — поставить «Разбитый кувшин». Сам он
его видел в семи различных постановках. Он знает, что зрители с детских лет
посмотрели двадцать один вариант, а раздираемые зевотой критики — пятьдесят
восемь. Значит, чтобы показать свое собственное лицо, надо набраться
наглости. |