С друзьями-женщинами мне легче.
Откровенность — само собой разумеется (так я себе внушаю); отсутствие
требований — полнейшее (так я считаю); лояльность непоколебима (так мне
кажется). Интуиция работает четко, чувства ничем не затемнены, соображениям
престижа нет места. Возникающие конфликты разрешаются на основе взаимного
доверия, не воспаляясь. Вместе мы протанцевали все мыслимые туры: страсть,
нежность, вожделение, взбалмошность, предательство, гнев, комедии,
отвращение, любовь, ложь, радость, рождения, грозы, лунный свет, мебель,
хозяйство, ревность, широ- *
всезнайка, умник (нем.). 230 кие кровати, узкие кровати,
внебрачные связи, нарушения границ, вера; сейчас будет еще: слезы, эротика,
только эротика, катастрофы, триумфы, проблемы, оскорбления, драки, страх, тоска,
яички, сперма, кровотечения, взрывы, трусы; сейчас будет еще — надо
заканчивать, пока не кончилась пластинка: импотенция, распутство, ужас,
близость смерти, черные ночи, бессонные ночи, белые ночи, музыка, завтраки,
груди, губы, фотографии (повернись к камере, смотри на мою руку справа от
рукописи), кожа, собака, ритуалы, жареная утка, китовый бифштекс, испорченные
устрицы, надувательство и обман, изнасилования, красивые платья, украшения,
прикосновения, поцелуи, плечи, бедра, чужие огни, улицы, города, соперники,
соблазнители, волосы на расческе, длинные письма, объяснения, смех,
старость, недуги, очки, руки, руки, руки, руки; все, ария заканчивается: тени,
ласка, я помогу тебе, береговая линия, море — наступает тишина. На
письменном столе тикают старые отцовские золотые часы с треснутым стеклом, без
семи минут двенадцать. Нет, не буду я писать о друзьях,
это невозможно, и о моей жене Ингрид не буду писать. Несколько лет назад я сочинил не
слишком удачный сценарий под названием «Любовь без любовников», вылившийся
в панораму жизни Западной Германии, окрашенную, по-моему, яростью бессильного
пленника и наверняка несправедливую. Из этой мертворожденной туши я
вырезал бифштекс, который превратился в телевизионный фильм «Из жизни
марионеток». Эта лента, не понравившаяся большинству, относится к моим
лучшим кинопроизведениям — мнение, разделяемое немногими. В потерпевшем крушение сценарии
(рассчитанном на шесть часов игрового времени) был — в качестве противовеса
невыносимой сумятице основной конструкции — парафраз истории Овидия о Филемоне и
Бавкиде. Я поместил нетронутый алтарь Сказки в глубину разрушенной
церкви. Переодетый Бог бродит по земле,
изучая свое творение. Прохладным весенним вечером он приходит на запущенную
усадьбу на окраине деревни у моря, где живут старик крестьянин с женой. Они
угощают его ужином и оставляют ночевать. На следующее утро Бог отправляется
дальше, попросив хозяев высказать одно желание — они пожелали не
разлучаться и в смерти. Бог исполняет просьбу, превратив их в огромное
дерево — приют для странников. |