Один друг, занимавшийся активной публичной
деятельностью, эмигрирует и поселяется на Ривьере. Снимает
трехкомнатную квартиру и, сидя на балконе, плетет коврики. Его значительно
более молодая подруга продолжает работать на родине, но на несколько месяцев в
году приезжает навестить комфортабельный балкон. Друг замолкает, наша беседа
пытается прорваться сквозь плотные заросли умолчаний, для поддержания
общения надо затратить немало сил и времени. Его фразы становятся все
загадочнее. Какого черта ты удрал на этот средиземноморский балкон? Ты же
медленно и деликатно умираешь, хотя трупных пятен и не видно. Мы беседуем,
соблюдая ритуал, я знаю, что его гнетет какая-то забота, которой он не
хочет поделиться со мной. Спасибо большое, все замечательно, пальмы,
правда, в снегу, зато цветут магнолии. Я
не могу признаться, что знаю, что его гнетет, не хочу обижать его упреком в
недостатке искренности. Кстати, мы почти ровесники — вполне возможно, именно
так и начинается настоящая старость. Мы блуждаем по суме- 229 речным залам и захламленным
извивающимся коридорам, забираясь все глубже и глубже. Говорим друг с
другом по испорченным местным телефонам и беспомощно спотыкаемся о
трудноразличимые оговорки. Мой друг-актер написал
увлекательную радиопьесу, и я попросил разрешения поставить ее. Через несколько
месяцев я спросил его, не согласится ли он сыграть Призрака и Первого
актера в моем «Гамлете». После мучительного колебания он отказался. Я в гневе
заявил, что в таком случае не буду ставить его радиопьесу. Потрясенный, он
ответил, что не видит связи — столь очевидной для меня. Путем долгих
объяснений мы, не поколебав исходных позиций, разобрались в этом
недоразумении. Но дружба дала трещину. Друг, успешно работающий на
общественном и политическом поприще, панически боится любой формы
агрессивности. Себя он в шутку называет «Besserwisser»*, и не без оснований. Я охотно слушаю
его лекции, ибо у него есть чему поучиться. Много лет назад он усердно наставлял
меня по поводу моего шаткого положения на мировом кинорынке —
ситуации, знакомой мне лучше, чем кому бы то ни было. Семь раз принимался
он читать наставления, на восьмой я взорвался и посоветовал ему заткнуться
и убираться к черту (правда, не в таких изысканных выражениях). Прошло немало
времени, прежде чем наша дружба восстановилась. Я, впрочем, не строю себе никаких
иллюзий относительно собственного таланта в дружбе. Вообще-то, я друг преданный,
но до крайности подозрительный. Если мне кажется, будто меня предали, не
задумываясь, предаю сам; если мне кажется, будто со мной порвали, порываю сам —
сомнительный, весьма бергмановский талант. |