—
А сейчас, насколько я понимаю, уверена вполне. —
Эрик, пожалуйста, иди сюда, сядь рядом на кровать. Ты так далеко, а нам ведь
надо попытаться распутать этот узел. Вместе. Я не хочу причинять тебе
боль. —
Вот как, не хочешь. Голос пастора звучит скорее печально, чем иронично. Он
тяжело садится в изножье кровати, подальше от жены. Она пытается дотянуться до
его руки, но безуспешно. —
Как тяжко, Эрик. Я не хочу причинять тебе боль. —
Ты уже говорила. —
Когда ты приезжаешь сюда, то не находишь себе места, все время мечешься. А у нас
масса дел по дому. И ты всегда так нервничаешь перед своими проповедями, и у нас
вечно не хватает времени куда-нибудь поехать, а если в кои веки мы и
выбираемся, то на мои деньги, и ты из-за этого злишься и дуешься. А
еще у меня приходские обязанности, и домашнее хозяйство, и дети, и мне бывает
порой очень тяжело. Отец закрывает рукой лицо и коротко всхлипывает.
Зрелище непривычное и страшное. Мать встает на колени, чтобы дотянуться до
его щеки, погладить, но он уклоняется и встает. —
Ты уходишь? — потерянно спрашивает мать. —
Пойду прогуляюсь. Мне сейчас не помешает. —
Сейчас, ночью? —
Сию минуту. —
Я пойду с тобой. 297 Мать собирает в узел пышные
волосы, готовясь спрыгнуть с кровати. Босая ступня изящна, с высоким
подъемом. — Я иду с тобой. — Нет, спасибо, Карин. Мне
необходимо побыть одному. — Ты не можешь уйти вот так. — Не тебе решать, что мне
делать. — Не уходи. Хуже нет, когда ты
вот так уходишь. Отец, направившийся уже было к двери, останавливается и
оборачивается. Голос его спокоен и ясен. — Одну вещь ты должна твердо
усвоить, Карин. Ты в последний раз угрожала бросить меня и забрать детей.
В последний раз, Карин! Ты и
твоя мать. С меня довольно унижений. — Это была не угроза. — Тем хуже. Значит, мы теперь все
друг про друга знаем. — Очевидно. — Я всегда был одинок. А теперь
наступает настоящее одиночество. Отец выходит, и Пу беззвучно
скрывается за дверью детской, отец спускается по скрипучей лестнице,
прихватив по дороге свою одежду, которая лежит на стуле возле гардеробной.
Пу раздумывает, не пойти ли ему за утешением к матери. Мог бы, например,
сказать, что у него болит живот и поэтому он не в состоянии заснуть, это
срабатывает, когда мать в нужном настроении. Но что-то ему говорит, что
вряд ли он дождется утешения именно сейчас. Пу украдкой заглядывает в
комнату. Мать сидит, выпрямившись, на кровати, босая ступня на полу, она
всхлипывает без слез и рукой проводит по щеке и лбу, словно снимая
невидимую паутину, всхлипывает еще раз и еще, потом глубоко вздыхает: да,
тяжко. Наперебой закричали деревенские
петухи, один живет у Берглюндов, другой — у садовника Тёрнквиста. |