Отец и Пу прибывают в церковь
Гронеса, когда колокола отбивают десять. На тенистом кладбище какие-то одетые в
черное женщины поливают цветы на могилах, прибирают, работают граблями. Под
каменным сводом попрохладнее. Церковный староста, звонивший в колокол,
отводит отца в ризницу. В шкафу стоят таз и кувшин, мыло и полотенце, отец,
обнажившись до пояса, умывается. После чего открывает чемоданчик и вынимает
чистую рубашку, брыжи, крахмальные манжеты и пасторский сюртук. Староста наводит
порядок: — Когда вы, господин пастор,
взойдете на кафедру, не забудьте перевернуть песочные часы, у нас в церкви
так давно заведено, и потом, мы обычно читаем молитву за упокой души усопших до
того, как зазвонят погребальные колокола; как только вы произнесете «аминь», я
возьмусь за большой колокол, на это уйдет пара минут, он у нас немного
медлительный. Кстати, настоятель просил передать, что он заглянет, чтобы
поздороваться с вами, но, возможно, чуток запоздает, у него служба с причащением
в Утбю. И в этом случае он просил вам напомнить, что после мессы в пасторской
усадьбе будет кофе. А теперь, господин пастор, не дадите ли вы мне номера
псалмов, мальчик поможет мне их развесить. Я звоню в малый колокол без
десяти одиннадцать, и тогда народ входит в церковь. А до того они предпочитают
постоять и поболтать во дворе. 325 На двух листках бумаги отец
написал номера пяти псалмов, указав количество стихов, одна бумажка
предназначается старосте, другая — органисту. Старик подзывает Пу и берет его за
руку. Отец, усевшись за большим дубовым столом посреди комнаты, склоняется
над своей аккуратно написанной проповедью. «Не будем мешать пастору, шепчет
староста, увлекая Пу в церковь. — Цифры знаешь?» спрашивает старик,
открывая черный шкаф, в котором ровными рядами висят латунные цифры. Староста, стоя на лесенке,
называет цифры, и Пу достает из шкафа нужные и протягивает их старику, который
развешивает их на двух черных досках в золотых рамах слева и справа от
хоров. О разговорах в это время и думать нечего. Задача важная: одна
неправильная цифра — и произойдет катастрофа. Закончив работу, Пу тихонько
выходит из прохладной церкви в зной, чуть приглушаемый темнокудрыми вязами.
Небесный свод белый. Без единого облачка, безмолвие, тяжесть. Парочка
шмелей, комар на руке, за каменной стеной мычит корова. По разровненному
граблями гравию дорожки идут, тихо переговариваясь, несколько прихожан в черных
воскресных одеждах. Пу не спеша направляется к низкому четырехугольному
каменному зданию в северном углу кладбища. Тяжелая, просмоленная дверь
приоткрыта. Вокруг никого. Пу прекрасно знает, что это за дом, но не в силах
удержаться. Он проскальзывает внутрь и застывает у двери: каменный пол, грубая
кладка стен, деревянный потолок, поддерживаемый грубыми балками, низкие,
непрозрачные окна. В одном торце — простой алтарь с деревянным крестом,
выкрашенным в черный цвет, оловянными подсвечниками и раскрытой Библией.
Вдоль правой стены — полки. На полках стоят четыре гроба разных размеров и
качества. В центре помещения — катафалк. На нем белый гроб без крышки,
крышка прислонена к дверям. В гробу лежит молодая женщина. Лицо худое и серое,
вокруг закрытых глаз темные тени, нос заострился, на веках две серебряные
монетки. В костлявых руках с длинными пальцами — Псалтирь, кружевной
платочек и белая гвоздика. Несколько мух пикируют сначала на неприкрытое
лицо покойной, а потом на белую непрозрачность окон. Запах увядших цветов и
чего-то сладковатого, проникший в нос и в кожу, не улетучится еще много часов.
Пу стоит долго. На губу ему садится муха, и он в панике шлепает по ней
рукой. |