Отец стоит у алтаря спиной к
прихожанам, потом поворачивается и поет: «Свят, свят Господь Саваоф! Вся
земля полна славы его!» Пу, зажатый между стеной и
беременной женой настоятеля, погружается в полудрему. Происходящее его не
волнует — просто непостижимо, до чего тоскливы эти мессы. Он обводит
глазами помещение, и увиденное поддерживает в нем искорку жизни: алтарь,
витражи, фрески, Иисус и разбойники, окровавленные, в корчах. Мария,
склонившаяся к Иоанну: «...зри сына своего, зри мать свою». Мария Магдалина,
грешница, интересно, она трахалась с Иисусом? На потолке западного свода —
Рыцарь, тощий и согбенный. Он играет в шахматы со Смертью — я давно у тебя
за спиной. Рядом Смерть пилит Дерево жизни, на верхушке сидит, ломая руки, шут:
«Разве нет никаких льгот для артистов?» Смерть, размахивая косой, точно
знаменем, ведет танцующую процессию к Царству тьмы, паства танцует,
растянувшись длинной цепью, скользит по канату шут. Черти кипятят варево,
грешники бросаются вниз головой в котлы, Адам и Ева обнаружили свою наготу,
гигантское Божье око косит из-за Запретного древа, и Змей извивается от
злорадства. Над южными окнами шествуют флагелланты, размахивая своими
бичами и крича в страхе перед грехом. Пу, вероятно, ненадолго задремал,
потому что отец вдруг уже взлетел на кафедру. Он читает евангельский текст,
посвященный Преображению Господню: «...и возвел их на гору высокую
одних. И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его
сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем
здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се,
облако светлое есть осенило их; и се, глас, из облака глаголющий: Сей есть Сын
Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услы- 328 шав, ученики пали на лица свои и
очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не
бойтесь». Пу не в силах обуздать свою
фантазию, она взрывается в отчетливую картину: сцена — утес Дуфнес, на
самой вершине, откуда открывается вид на селение, реку, пастбища и горные
гряды. Пу стоит на камне, нет, он парит в нескольких сантиметрах над
камнем, сандалии не касаются мха. На нем отцовская ночная рубаха, она
достает до лодыжек, лицо светится как лампочка. За его спиной висит
грозовая туча, круглая, иссиня-черная. Перед ним — Даг и братья Фрюкхольмы. Они
уставились на него с дурацким и испуганным видом. Туча разверзается, и из
разрыва вырывается свет, небеса оглашаются раскатами громового голоса,
напоминающего отцовский, который возвещает: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в
Котором Мое благоволение; Его слушайте». Гремит гром, белый свет гаснет, Даг и
братья Фрюкхольмы падают ниц, закрывая лица руками. Пу подходит к ним и мягко
говорит: «Встаньте и не бойтесь!» |