399 Столь невероятно рассудительная
особа — и вдруг срывается с места. Прости меня. — Дай мне, пожалуйста, ключ. — Что? Ключ? — Нет, не спрашивай. Пожалуйста,
дай мне этот чертов ключ. — Я закупила все, что вам может
понадобиться, — сегодня же суббота. Дрова для кафельных печей, уголь для
железной печки и керосин для ламп — все есть. Анна берет ключ и прячет в
сумку. — Что ж, пора возвращаться к
Тумасу. А то он, наверное, удивляется. — Я вернусь из Трондхейма во
вторник утром. И займусь домом. Анна обнимает подругу. Прижавшись
друг к другу, они покачиваются, нежно и утешающе. Боркмановская вилла находится в
нескольких километрах от города, у подножия гор. Здание представляет собой
результат веры в будущее и архитектурной радости 1880-х годов. Обширный, но
запущенный сад заселен сомнительными копиями классических статуй. Кое-какие
состарившиеся фруктовые деревья уже зацвели, песчаные дорожки усыпаны
прошлогодней листвой. На клумбах у южной стены дома сияют весенние
цветы. Они обходят дом, и Анна отпирает
дверь на кухню; время — около семи вечера. Дождь прекратился, ветер стих, и
с крутого горного склона сползает пронизывающий холод. Вдалеке слышится
глухой рокот: водопад невидим, но постоянно напоминает о себе. Солнце
закатывается за горы, ярко освещая облака на западе, свет по-майски мягок,
без теней. Все это вкупе с полинялой элегантностью громадных, перегруженных
мебелью комнат, запахами старого горя и давно увядших роз вызывает у Анны
неожиданное предчувствие беды. В доме наличествует электрическое освещение
— сонные карбидные лампы, дающие бледный желтоватый свет, немилосердно
разоблачают запустение дома — канувшее в Лету величие. Они опускаются на чересчур мягкий
диван в гостиной с высокими, обрамленными тяжелыми гардинами окнами,
выходящими в майские сумерки сада, на цветущие фруктовые деревья. Они
берутся за руки: да, мы сейчас далеко. Вот мы и осуществили свою мечту. Или же
это лишь искусная версия нашей мечты — дело рук демонов? Существуем ли мы
вообще? — но ведь наша дерзость покарала нас одышкой и бледно- 400 стью лиц? Что с нами? Может, мы
попали в западню, с нежностью и заботой устроенную нам дорогим другом?
Смешно? Будем смеяться — или уже пора плакать? В этой атмосфере растущей грусти,
отнюдь не элегической, Анна проявляет практичность: «Думаю, нам надо поесть
и прежде всего выпить. Помнится, Мэрта упомянула про две бутылки вина,
которые она поставила на ледник. Идем, дружок, мы еще поборемся. Нас ведь не
казнят на рассвете, правда? Мы же приехали наслаждаться, Тумас». Вид двух печальных физиономий в
засиженном мухами зеркале с золотой рамой вызывает у Анны смех. Анна
смеется, и Тумас невольно ей вторит, несмотря на владеющий им страх. Стоя
рука об руку, они рассматривают свидетельство зеркального стекла. Созерцание и
внезапная радость возвращают им былую близость. Тумас обнимает Анну, целует. Она
отвечает, но останавливается и с мягкой решительностью отталкивает
его. |