Комната освещается тремя источниками света:
негасимыми весенними сумерками за тонкими занавесками на окнах, сонной
лампой под потолком и трепещущими стеариновыми свечами на ночной тумбочке справа
от кровати. Анна, возможно подавляя дрожь в голосе, велит ему снять пальто
и говорит, что сейчас они оба залезут в постель и крепко обнимутся. Он послушно
гасит свет, она задувает свечи на тумбочке, и вот они лежат под периной.
Обнимаются, это не слишком удобно, но они обнимаются, и он гладит ее по волосам.
Им наверняка трудно дышать, и между ними — бездна. Но ночной свет за
тюлевыми занавесками неподвижен. Так что если они не закрыли глаза от
страха, то отчетливо видят друг друга. Тумас просит Анну посмотреть на
него: «Давай смотреть друг на друга, Анна». Она прижалась лицом к его плечу,
пытается взглянуть на него — нелегко... Они засыпают от истомленности душ и
невысвобожденного страдания тел. Вновь начинается дождь, успокаивающий, кроткий. Они
засыпают не став ближе. Есть веская причина посочувствовать. Роли, которые они
предназначили себе и друг другу, сыграть нельзя. Их единственный багаж состоит
из ледяных замечаний, чувства греховности, вины перед близкими людьми. И, быть
может, самого страшного: вины перед униженным Господом. Против всего этого у них
оружия нет — они беззащитны. Они спят, идет дождь. За окном — а поэтому и в комнате
— темнеет. Он просыпается, тянется к ней, а она, обнимая его за талию,
притворяется спящей. Открывает губы для поцелуя, но поцелуя не последовало, его
голова тяжело опускается на подушку, он прерывисто дышит. Она лежит
неподвижно, не тревожит его, сказать им нечего, потому что у них нет слов —
это будет потом: сверкающие слова из романов, ибо все это обязательно
должно быть великим и уникально-сверхъестественным. Она, возможно, думает,
что ей следовало бы столкнуть с себя тяжелое горячее тело, которое вдавливает ее
в мягкую постель, — следовало бы помыться. Но она не в силах
побеспоко- 405 ить его, разбудить. Она не
шевелится, дышит едва слышно, по-прежнему обнимая его. Тумас спит, как ребенок, —
глубоко и беззвучно, рот открыт, от него пахнет сном и катаром желудка.
Анну же бросает то в жар, то в холод, ей надо помочиться, между ног течет
липкая жидкость, а от запаха спермы у нее к горлу подкатывает тошнота. Но
она не осмеливается пошевелиться — не сейчас. Она заставляет себя продлить
мгновение, защищаясь от ржавого ножа разочарования. Добавить нечего, кроме разве что
дождя на рассвете, тишины (даже птицы молчат), запаха чужой комнаты. — Тумас! — Да. — Мне надо встать. — Конечно. — Подвинься чуточку. |