— Он ведь мог отказаться. — Интересно, каким образом? Я
прямо бредила ею. Нет, нет. Нет. Он, пожалуй, пытался возражать. Робко,
тихо. Вновь смех, негромкий и чужой.
Анна, забравшись с ногами на пышный диван, укрытый белым летним чехлом,
кладет голову на расшитую подушку. Мохнатый плед министерши натянут до
подбородка. Мэрта устроилась на том же диване, ее рука лежит на закрытой пледом
ступне Анны. — Самое ужасное, самое
ужасное... — Да? — Знаешь, что чудовищнее
всего? — Нет. — Я видела лицо Хенрика. Ты когда-нибудь задумывалась об этом
странном феномене — человек не помнит лиц, которые видит каждый день? Я пытаюсь
вспомнить мамино лицо — или твое, или лица детей — и не могу. Если я вижу сон,
то знаю, что мне снится какой-то
близкий мне человек, которого я встречаю ежедневно. Сон говорит мне, что это
так, — но лицо редко бывает тем самым, это незнакомое лицо. И вдруг,
когда я бродила по дому — это было, наверное, в воскресенье вечером,
потому что началось... нет, это было, пожалуй, в понедельник вечером... или?..
Не знаю. Но вдруг я увидела лицо Хенрика. И это причинило мне страшную
боль, потому что 410 это был вовсе не тот Хенрик, не
сегодняшний. Не то властное, или злое, или плачущее лицо, не тот Хенрик, который
жалуется или испытывает страх. Не маска. Не тот Хенрик, требующий,
угрожающий или попросту глупый. Это было другое лицо, но, несмотря на это,
я знала, что это Хенрик. Но вовсе не тот Хенрик, которого я любила много лет
назад, когда мы были молодыми! Умоляющее, мягкое, радостное, неуверенное,
исполненное любви, милое лицо! Это был не тот
Хенрик. Нет, я увидела старое лицо — Хенрика-старика. Ему было
около восьмидесяти. Но я видела его — раз за разом — не перед собой,
не как привидение или что-нибудь в этом роде. Нет, я видела его за глазными
яблоками. Картина была очень отчетливой, возникала вновь и вновь и причиняла
боль. Мне хотелось захныкать, пожаловаться, но ничего не получалось. Я только
смотрела и смотрела, и это было почти невыносимо. Лицо Хенрика выражало столько
горя, ранимости и решимости... я ведь знаю, что он — старый
ребенок. И это мне он выпал на долю. И мне кажется, что моя роль в
том, чтобы наносить ему незаживающие раны. Воспаленные раны — самые
болезненные. Которые всегда будут воспаленными, никогда не затянутся.
И он цепляется за меня, а я пугаюсь и прихожу в бешенство, и когда он
всерьез угрожает моей жалкой свободе, я наношу ему смертельную рану. Я бы,
наверное, могла убить. Его. А оружие — Тумас. Анна спокойна, говорит спокойно.
Око шторма. Время как во сне. — А Тумас? — Тумас меня покинул, но я его не
покину. |