— Да, папа просил передать вам,
дядя Якоб, что вас ждут на обед в следующее воскресенье. Ведь тетя Мария на
курорте, и папа думает, что вам одиноко. — Очень мило, но я пока не
знаю. — В воскресенье в три часа в
большом зале университета будет выступать квартет Аулина, а потом они придут к
нам на обед. Папа сказал, что они приятные люди и что вы, дядя, знакомы по
крайней мере с двумя — Туром Аулином и Рудоль- 424 фом Клаэссоном. А вечером мы
помузицируем. — Да-да, весьма
соблазнительно. — Мама позвонит. Но я,
собственно, не потому... — Понимаю. Ожидание. Анна, ковыряя сломанный
ноготь, пытается что-то сказать. Якоб ждет, не торопит ее. — У меня одно затруднение. — Не сомневаюсь. — И я боюсь, что вы
рассердитесь. — Не думаю, чтобы ты, Анна, могла
сказать нечто такое, из-за чего я бы рассердился. Ожидание. Анна извиняюще
улыбается, на глазах у нее выступают слезы. — Дело вот в чем. — Ну, Анна. Давай же,
говори! Пастор остается в неведении, в
чем же дело. Но он не задает наводящих вопросов, не делает попытки
выведать. — Да. Дело вот в чем. Я не хочу
идти к причастию. Вынув платок из сумочки, она сморкается. — Если ты, Анна, не хочешь идти к
причастию, значит, у тебя должны быть веские причины. — Я пытаюсь представить себя
стоящей на коленях возле алтаря, и облатка, и вино — нет. Это было бы
обманом. — «Обман» — сильное слово. — Тогда ложью, если это лучше.
Приняв участие в этом ритуале, я бы просто разыграла спектакль... Не могу. — Давай немного прогуляемся.
Пойдем в Одинслунд, полюбуемся на весну. Анна кивает со смущенной улыбкой.
Якоб придерживает дверь, и они проходят в церковь. Сумеречный свет за
высокими окнами придает загадочную бесконечность сводам и галерее, где
стоит орган. Сторож Стилле машет — «спокойной ночи». И запирает церковные
ворота. Медленным прогулочным шагом они
пересекают Бископсгатан. — Остановимся. Не замерзла, Анна?
Нет. Давай присядем на скамейку. А известно ли тебе, что церковь Троицы
изначально называлась Крестьянской церковью по названию прихода —
Приход Крестьянской церкви. Он существовал еще в конце двенадцатого века. Здесь
хорошо. Можем говорить о вечных вопросах под защитой вечности. — Вы верующий, дядя Якоб? 425 — Пожалуй, я могу ответить
утвердительно. И скажу почему: есть факты, которые не в состоянии
опровергнуть даже самый умный неверующий. Хочешь послушать? — Да. — Ну так вот. Когда Христа
казнили, распяв Его, Он ушел из мира, Его больше не стало. Конечно, в Писании
рассказывается о пустой гробнице, об ангеле, говорившем с обеими
женщинами. Рассказывается и о том, что Мария Магдалина видела Христа и
беседовала с Ним и что Учитель посетил своих учеников и позволил Фоме
Неверующему дотронуться до Своих ран. Все это евангельские утверждения. Рассказы
на радость и в утешение. Но они не имеют ничего общего с настоящим
чудом. |