55 Одно лето, когда мне было
одиннадцать лет, а сестре — семь, мы проводили в Лонгэнген, недалеко от
Стокгольма. Матери сделали тяжелую операцию, и она уже несколько месяцев
лежала в больнице Софияхеммет. Отец пожелал, чтобы мы находились
поблизости, поэтому на время наняли кроткую домоправительницу, которая,
вообще-то, была учительницей младших классов. Мы с сестрой по большей части были
предоставлены сами себе. Помимо виллы в усадьбе имелась также старая
купальня, клонившаяся к воде. Купальня состояла из раздевалки и бассейна без
крыши. Там мы пропадали часами, играя в наши слегка приправленные чувством греха
игры. Неожиданно, без объяснений или допросов, нам запретили ходить
одним в купальню. Маргарету все больше стали
затягивать ее отношения с родителями, и мы отдалились друг от друга. В
девятнадцать лет я сбежал из дома. С тех пор мы практически не встречались.
Маргарета утверждает, будто она однажды показала мне какое-то свое сочинение,
которое я по юношескому недомыслию раскритиковал в пух и в прах. Сам я
этого не помню. Теперь она время от времени пишет книги. Если я правильно
понимаю ее произведения, жизнь ее, очевидно, была адом. Иногда мы говорим с
ней по телефону, как-то неожиданно встретились на концерте. Ее измученное
лицо и странные бесцветный голос напугали меня и привели в дурное
расположение духа. Порой у меня появляются
мимолетные угрызения совести, когда я думаю о своей сестре. Она начала писать
тайно от всех, никому не разрешая познакомиться с написанным. В конце концов,
набравшись мужества, дала почитать мне. Я сам пребывал в растерянности; ко
мне отнеслись благожелательно как к молодому многообещающему режиссеру и смешали
с грязью как писателя. Писал я плохо, манерно, подражая Яльмару Бергману и
Стриндбергу. И обнаружив тот же неестественный, натужный стиль у сестры, я
пригвоздил к столбу ее опыты, не сознавая, что для нее это был единственный
способ излить душу. По ее собственным словам, она бросила тогда писать. Чтобы
наказать меня или себя или потому, что пала духом, не знаю. *
* * Решение отложить в сторону
кинокамеру было лишено драматизма и созрело во время работы над фильмом
«Фанни 56 и Александр». То ли тело взяло
верх над душой, то ли душа повлияла на тело, не знаю, но только справляться
с физическими недугами становилось все труднее. Летом 1985 года у меня возникла
близкая моему сердцу — как мне казалось — идея. Мне хотелось вернуться к
принципам немого кино, сделать большие куски фильма без диалога и
акустических эффектов, я увидел — наконец-то! — возможность порвать со
своими разговорными фильмами. |