Итак, создается впечатление,
будто живущему во мне демону все-таки удалось одержать победу над моим
желанием снимать фильмы. Но это вовсе не так. Уже около двадцать лет меня мучает
хроническая бессонница. Страшного в этом ничего нет, человек может
обходиться гораздо менее продолжительным сном, чем это принято думать, мне,
во всяком случае, вполне хватает пяти часов. Изнуряет другое — ночь делает
человека легко ранимым, смещает перспективы; лежишь и прокручиваешь
дурацкие или унизительные ситуации, терзаешься раскаянием за необдуманные
или преднамеренные гадости. Частенько по ночам слетаются ко мне стаи черных
птиц: страх, бешенство, стыд, раскаяние, тоска. Для бессонницы тоже
существуют свои ритуалы: поменять кровать, зажечь свет, почитать
книгу, послушать музыку, съесть печенье и шоколадку, выпить минеральной воды.
Вовремя принятая таблетка валиума дает иногда превосходный эффект, но она же
может привести к роковым последствиям — раздражительности и
усилившемуся чувству страха. Третья причина моего решения —
надвигающаяся старость, явление, по поводу которого я не испытываю ни
сожаления, ни радости. Тяжелее стало преодолевать возникающие проблемы,
больше возни с мизансценами, медленнее принимаются решения, непредвиденные
практические трудности буквально парализуют меня. 58 Накопившаяся усталость выражается
в растущем педантизме. Чем сильнее утомление, тем сильнее недовольство:
чувства обострены до предела, я повсюду вижу провалы и ошибки. Придирчиво
перебирая свои последние фильмы и постановки, я тут и там обнаруживаю
крохоборческое, убивающее жизнь и душу стремление к совершенству. В театре
опасность не так велика, там я имею возможность подкараулить погрешности
или в крайнем случае меня поправят актеры. В кино — все бесповоротно. Ежедневно
— три минуты готового фильма, которые должны жить, дышать, быть произведением
искусства. Порой я отчетливо, почти физически ощущаю в себе глухо
ворочающееся допотопное чудовище — наполовину животное, наполовину человек, —
готовое в любую минуту вылезти наружу: однажды утром у меня на языке
появится отвратительный привкус его жесткой бороды, тело мое задрожит от
подергивания его слабых членов, я услышу его дыхание. Я чувствую
наступление сумерек, но это не смерть, а угасание. Иногда мне снится, будто
у меня выпадают зубы, и я выплевываю изо рта желтые крошащиеся огрызки. Я ухожу до того, как мои актеры и
сотрудники заметят это чудовище и преисполнятся отвращением или сочувствием.
Слишком часто я видел своих коллег, погибавших на манеже, — они умирали,
словно усталые шуты, замученные собственной тоскливостью, под свист или
вежливое молчание зрителей, и униформа — участливо или с презрением —
выносила их из-под лучей прожекторов. |