Работа быстро входит в налаженный
ритм, царит искренняя и безыскусно-доверительная атмосфера. Единственно,
что мешает нам в этот день — звукопроницаемость и отсутствие * Имеется
в виду Ингрид Карлебовон фон Русен, жена И. Бергмана с 1971 г. 60 уважения к красным сигнальным
лампочкам в коридорах у тех, кто находится вне стен съемочного павильона. В
остальном день приносит робкую радость. Уже с первой минуты
чувствуется, насколько поразительно Стина Экблад постигает суть образа
обиженного судьбой Измаила. Самое же замечательное в том, что Бертиль —
Александр сразу уяснил ситуацию и с трогательной, присущей лишь детям
неподдельностью выражает сложное состояние любопытства и страха. Репетиции идут легко, без
задержек, настроение — умиротворенно-приподнятое, творческая фантазия бьет
ключом, чему во многом способствуют декорации, созданные Анной Асп, и свет,
установленный Свеном Нюквистом с той непередаваемой интуицией, которая
отличает его ото всех остальных и делает одним из лучших, если не лучшим, в
мире мастеров по свету. На вопрос, как ему это удается, он обычно перечисляет
несколько основных правил (весьма пригодившихся мне в театре). Главный же
свой секрет он не хочет — или не может — открыть. Если ему почему-то кажется,
будто ему мешают, подгоняют, или просто у него плохое настроение, все идет
наперекосяк, и ему приходится начинать сначала. У нас было с ним полное
доверие и взаимопонимание. Иногда мне становится грустно от мысли, что нам не
придется больше работать вместе. Особенно когда я вспоминаю такой день, как
этот. Я испытываю чувственное удовольствие, работая бок о бок с
сильными,
самостоятельными,
творческими людьми: актерами, техниками, электриками,
администраторами, реквизиторами, гримерами, костюмерами — одним словом, всеми
теми, кто заполняет день и помогает его прожить. Временами я остро тоскую по всем
и всему. Я понимаю, что имеет в виду Феллини, утверждая, что для него работа в
кино — образ жизни. Понимаю и рассказанную им историю про Аниту Экберг.
Последняя сцена с ее участием в «Сладкой жизни» снималась в студии, в
автомобиле. После завершения съемок, что для нее означало вообще конец работы в
этом фильме, она заплакала и, вцепившись руками в руль, отказалась вылезать
из машины. Пришлось, применив некоторое насилие, вынести ее из студии. Иной раз профессия кинорежиссера
доставляет особенное счастье. В какой-то миг на лице артиста появляется
неотрепетированное выражение, и камера запечатлевает его. Именно это
случилось сегодня. Неожиданно Александр сильно блед- |