Одного я лишь не знал — по моему
сценарию планировалось сделать дешевый второразрядный фильм, в котором
можно было занять главным образом актеров, работавших в кинокомпании
по контракту. После долгих нудных уговоров мне разрешили снять пробный фильм с
Ингой Ландгре и Стигом Улином. Оператором был Гуннар Фишер. Мы с ним были
ровесниками, оба преисполнены энтузиазма и хорошо сработались. Пробный
фильм получился длинным. Мое воодушевление после просмотра не знало границ.
Я позвонил жене, оставшейся в Хельсингборге, и в диком возбуждении заорал в
трубку, что, мол, теперь время Шёберга, Муландера и Дрейера кончилось, идет
Ингмар Бергман. Воспользовавшись бившей из меня
фонтаном самоуверенностью, Гуннара Фишера мне заменили Ёстой Рууслингом —
покрытым шрамами самураем, известным своими короткометражками, в которых
демонстрировались небесные просторы и красиво освещенные облака. Он был типичным
документалистом и практически никогда не работал в студии. В установке
света разбирался плохо, презирал игровое кино и очень не любил снимать в
помещении. Мы невзлюбили друг друга с первого взгляда. А поскольку мы оба
чувствовали себя не слишком уверенно, то прятали эту неуверенность за
сарказма-ми и дерзостью. Первые съемочные дни [»Кризиса»]
были кошмарным сном. Я весьма скоро уяснил, что попал в машину, с которой мне не
совладать. Понял и то, что Дагни Линд, которой я скандалами добился на
главную роль, не киноактриса и не облада- 63 ет нужным опытом. С леденящей
душу четкостью я осознал, что все видят мою некомпетентность. На их недоверие я
отвечал оскорбительными вспышками ярости. Результат наших усилий оказался
прискорбным. Вдобавок из-за дефекта в кинокамере часть сцен была снята не в
фокусе. Звук тоже был некачественный, разобрать реплики актеров можно
было лишь с большим трудом. За моей спиной шла активная
деятельность. По мнению руководства студии следовало либо прекратить съемки
вообще, либо сменить режиссера и исполнительницу главной роли. Мы
надрывались уже три недели, когда я получил письмо от Карла Андерса Дюмлинга,
находившегося в то время в отпуске. Он писал, что просмотрел отснятый
материал и считает его перспективным, несмотря на все недостатки. И предложил
начать сначала. Я с благодарностью принял предложение, не заметив
западни, крышка которой пока еще выдерживала вес моего истощенного тела. На моем пути стал — как бы
случайно — попадаться Виктор Шёстрём*. Он
цепко хватал меня за затылок, и так мы прогуливались по асфальтовой
площадке возле студии. По большей части мы молчали, но внезапно он начинал
говорить, просто и понятно: |