— У тебя чересчур запутанные
мизансцены, ни тебе, ни Рууслингу такие сложности не под силу. Работай проще.
Снимай актеров спереди, они это любят, будет намного лучше. Не ругайся на
своих сотрудников, их это только злит, и они хуже работают. Не старайся сделать
каждый кадр главным, зритель подавится. Проходные сцены и надо делать как
проходные, хотя они необязательно должны смотреться проходными. Мы кружили по асфальту, туда и
обратно. Шёстрём, не снимая руки с моего затылка, говорил конкретные, дельные
вещи, спокойно, без раздражения, хотя я был весьма нелюбезен. Лето стояло жаркое. Тягостно и
безрадостно тянулись дни под стеклянной крышей студии. Я снимал комнату в Старом
городе. Приходя домой, я валился на кровать, парализованный стыдом и
страхом. В сумерках отправлялся в молочный бар ужинать. Потом шел в кино, всегда
в кино, смотрел амери- *
Шёстрём Виктор Давид
(1879-1960) — известный шведский
режиссер и актер. Поставил такие фильмы, как «Возница» (1920), «Тсрье Виган»
(1916) и мн. др. Последняя актерская работа — роль профессора Борга в
«Земляничной поляне» И. Бергмана. 64 канские фильмы и думал: «Вот
этому мне нужно научиться, этот ракурс совсем простой, Рууслинг, пожалуй,
справится. А здесь интересный монтаж, надо запомнить». По субботам я напивался,
прибивался к дурным компаниям, затевал ссоры и драки, меня вышвыривали на
улицу. Как-то раз приехала жена, она была беременна, мы поругались, она уехала.
А еще я читал пьесы, готовя репертуар будущего сезона в Городском театре
Хельсингборга. Нам предстояли съемки в Хедемуре.
Почему из всех возможных мест я выбрал именно этот городишко, сказать не
могу. Возможно, у меня была смутная потребность похвастаться перед
родителями, которые то лето проводили в Воромсе, расположенном на несколько
десятков километров севернее. Мы пустились в путь. В те годы это напоминало
сафари: автомобили, аппаратура, тон-вагены, люди. Мы разместились в
городской гостинице Хедемуры. И тут произошло следующее. Погода резко переменилась.
Зарядили дожди, нудные, безнадежные. Рууслинг, наконец-то вырвавшийся на натуру,
вместо интересных облаков видел серое свинцовое небо. Он сидел у себя в комнате,
пил и отказывался снимать. Я тоже вскоре понял, что там, в студии, руководитель
я, конечно, никудышный, ну а уж здесь, в дождливой Хедемуре, я совсем
пропал. Большинство членов съемочной группы не вылезало из гостиницы — они
пьянствовали и играли в карты. Остальные впали в депрессию, тоскуя по теплу
и солнцу. И все были убеждены, что в отвратительной погоде виноват режиссер.
Одним режиссерам везет с погодой, а другим не везет. Наш — из этих
последних. |