Несколько раз мы устремлялись к
месту съемки, укладывали рельсы, закрепляли наши несуразные софиты,
подвозили аппаратуру и тон-ваген, устанавливали на штатив тяжеленную камеру
Дебри, проводили репетицию, хлопала хлопушка—и начинался проливной дождь.
Мы прятались в подворотни, усаживались в машины, забегали в кондитерскую —
дождь лил как из ведра, свет убывал. Пора возвращаться в гостиницу на ужин.
Если же нам все-таки удавалось снять одну сцену — за те короткие мгновения,
когда проглядывало солнце, — я так терялся и приходил в такое возбуждение,
что, по словам здравомыслящих очевидцев, вел себя как сумасшедший. Орал,
бесновался, оскорблял находившихся поблизости и проклинал Хедемуру. 65 Вечерами гостиница нередко
наполнялась шумом и криками. Прибывала полиция. Директор грозился выставить
нас вон. Марианн Лёфгрен, танцуя на столе в ресторане канкан (очень ловко и
смешно), упала и испортила паркет. Через три недели отцам города все
это надоело, и они связались с руководством «Свенск Фильминдустри», умоляя
ради всего святого забрать этих ненормальных домой. На следующий день мы получили
приказ немедленно прервать съемки. За двадцать съемочных дней мы сняли
четыре сцены из двадцати. Меня вызвал Дюмлинг и дал хороший
нагоняй. Он открыто угрожал забрать у меня картину. Может быть, вмешался
Виктор Шёстрём, не знаю. Но это были цветочки, ягодки
ждали впереди. В фильме была сцена, происходившая в салоне красоты, а рядом с
салоном, по сценарию, располагалось варьете. Вечером в салоне слышны музыка
и смех из театра. Я настаивал на том, чтобы выстроить целую улицу, ибо не нашел
во всем Стокгольме подходящего места. Строительство обойдется недешево, это
я понимал, несмотря на состояние помешательства, в котором находился.
Но мысленно я уже видел окровавленную голову Яка, прикрытую газетой, мигающую
вывеску варьете, освещенные окна салона красоты с застывшими под причудливыми
париками лицами, промытый дождем асфальт, кирпичную стену на заднем плане.
Мне нужна улица во что бы то ни стало. К моему изумлению, предложение
было принято без обсуждений. Крупная строительная фирма тут же приступила к
делу на пустыре в ста метрах от Главного павильона. Я частенько захаживал
на стройку и чрезвычайно гордился тем, что мне удалось пробить такое
дорогостоящее мероприятие. Очевидно, руководство, невзирая на все раздоры и
неприятности, все-таки верит в мой фильм, полагал я, не видя, что моя улица
должна была стать действенным оружием в руках стремившихся к власти
руководителей студии, оружием, направленным против меня и против Дюмлинга,
который все еще мне покровительствовал. Между Главной конторой, управлявшей
единовластно, и Киногородком, производящим фильмы, всегда существовала
напряженность. Дорогостоящую и абсолютно бессмысленную улицу предполагалось
отнести к расходам на производство картины, в результате чего она никогда не
покроет затраченных на нее средств. Все радовались и продолжали
мостить тротуар. |