Когда я пришел к нему, закончив
съемки, разуверившийся, истекающий кровью, дрожащий от ярости, он встретил
меня с порывисто-дружелюбной объективностью. Безжалостно указал на то, что
было плохо, ужасно, неприемлемо, но зато похвалил то, что ему понравилось. Он же
посвятил меня в тайны монтажа, раскрыв одну фундаментальную истину: монтаж
начинается во время съемки, ритм создается в сценарии. Я знаю, что многие
режиссеры поступают наоборот. Для меня же это правило Оскара Русандера стало
основополагающим. Ритм моих фильмов закладывается в
сценарии, за письменным столом, и рождается на свет перед камерой. Мне
чужды любые формы импровизации. Если обстоятельства вынуждают меня
принять не продуманное заранее решение, я весь покрываюсь потом и цепенею от
ужаса. Для меня фильм — это спланированная до мельчайших деталей иллюзия,
отражение той действительности, которая чем дольше я живу на свете, тем больше
представляется мне иллюзорной. Фильм, если это не документ, —
сон, греза. Поэтому Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения
самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему
объяснять? Он — ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее
трудоемком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою
жизнь я стучался в дверь, ве- 68 дущую в то пространство, где он
движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне
удалось туда проскользнуть. Большинство же сознательных попыток
закончилось позорной неудачей: «Змеиное яйцо», «Прикосновение», «Лицом к
лицу» и так далее. Феллини, Куросава и Бунюэль
обитают в том же пространстве, что и Тарковский. Антониони был на пути, но
погиб, задохнувшись от собственной тоскливости. Мельес жил там всегда, не
размышляя: он ведь был по профессии волшебник. Фильм — как сон, фильм — как
музыка. Ни один другой вид искусства не воздействует в такой степени
непосредственно на наши чувства, не проникает так глубоко в тайники души,
скользя мимо нашего повседневного сознания, как кино. Крохотный изъян
зрительного нерва, шоковый эффект: двадцать четыре освещенных квадратика в
секунду, между ними темнота, зрительный нерв ее не регистрирует. До сих
пор, когда я за монтажным столом просматриваю отснятые кадры, у меня, как в
детстве, захватывает дух от ощущения волшебства происходящего: во мраке
гардеробной я медленно кручу ручку аппарата, на стене одна за другой
появляются картинки, я отмечаю почти незаметные изменения, потом начинаю
крутить быстрее — возникает движение. Немые или говорящие тени
проникают прямо в сокровенные тайники моей души. Запах нагретого металла,
прыгающее, мигающее изображение, звяканье мальтийского креста, ладонь,
сжимающая ручку. |