75 «Поммак» выпит, Мэрта бросает
бутылку в реку. Я рассказываю о трагических любовных парах мировой
литературы, слегка рисуясь своей начитанностью. И вдруг прихожу в
замешательство, кружится голова, я смущенно спрашиваю, не кажется ли
Мэрте, будто я чересчур разболтался. Вовсе нет, отвечает она, с серьезным видом
качая головой. Я надолго замолкаю, раздумывая, не развлечь ли ее басней о
моих собственных эротических переживаниях, но тут мне становится совсем
нехорошо — может, «Поммак» был отравлен? Я вынужден лечь на лужайку возле
дороги. Начинается мелкий, ледяной дождик. Крутой берег реки на той стороне
растворяется в дымке. Ночью выпал снег. Река еще больше
почернела, зелень и желтизна исчезли совсем. Ветер стих, воцарилась
всепоглощающая тишина. Белизна слепила, несмотря на сумеречный свет, ибо
шла снизу, попадая на незащищенный участок глаза. Мы шли по железнодорожной
насыпи к дому добрых темплиеров. Серая лесопилка одиноко сгибалась под тяжестью
белизны. Приглушенно журчала вода плотины, рядом с закрытыми затворами
образовалась тонкая корка льда. Мы не могли разговаривать, не
осмеливались даже смотреть друг на друга: слишком сильна была боль. Пожав руки,
мы попрощались, сказав, что, может быть, увидимся следующим летом. Потом Мэрта сразу же повернулась
и побежала к дому. Я пошел по насыпи обратно к Воромсу, размышляя о том, не
стоит ли — появись сейчас поезд — броситься под колеса. *
* * В пятницу 30 января 1976 года
возобновились репетиции «Пляски смерти» Стриндберга. Долго болевший Андерс Эк,
по его собственным словам, совершенно поправился. В те неожиданно выдавшиеся
свободные дни писательница Улла Исакссон, режиссер Гуннель Линдблум* и я работали *
Линдблум, Гуннелъ —
шведская актриса театра и кино. В
1954-1959 гг. работала в Городском театре г. Мальме иод руководством И.
Бергмана. В 1968 г. была приглашена в Королевский драматический театр (Драматен)
в Стокгольме. Снимается в кино. Среди фильмов: «Песнь о багрово-красном
цветке» (1956, римейк) Г. Муландера; «Земляничная поляна» (1957),
«Источник» (1959), «Гости к причастию» (1962), «Молчание» (1963), «Сцены из
супружеской жизни» (1973), все — И. Бергмана; «Влюбленные пары» (1964),
«Девочки» (1968), «Любовницы» (1968), все — М. Сеттерлинг; «Голод» (1966)
X.
Карлсена, «Отец» (1969) А. Шёберга. С 1977
г. самостоятельно снимает фильмы: «Летний рай» (1977, по сценарию «Райская
площадь», о котором далее идет речь в тексте), «Солли и свобода» (1980),
«Летние ночи» (1987). 76 над сценарием фильма «Райская
площадь» по роману Уллы. Производство картины планировалось поручить моей
кинокомпании «Синематограф», съемки должны были начаться в мает. Мы были по
уши заняты подготовкой — подписывали контракты, выбирали натуру. Только что
завершилась работа над моим телесериалом «Лицом к лицу». На конец недели был
назначен просмотр киноварианта этого фильма для приезжих американских
финансистов. Несколькими месяцами раньше я закончил сценарий «Змеиного яйца»,
продюсером которого изъявил желание стать Дино Де Лаурентис. |