Постепенно, испытывая
определенные сомнения, я начал ориентироваться на США. Причина заключалась,
естественно, в получении более широких экономических ресурсов — как для
меня лично, так и для «Синематографа». Возможность на американские деньги делать
качественные фильмы, привлекая других режиссеров, резко возросла. Меня
весьма тешила роль продюсера, роль, которую, как мне кажется теперь, я
исполнял не слишком удачно. «Синематограф» покоился, однако, на двух
стальных опорах — моих близких друзьях и давних соратниках: Ларе-Уве
Карлберг (наше сотрудничество началось в 1953 году на съемках фильма «Вечер
шутов») держал в руках наш немаленький административный аппарат, а Катинка
Фараго (»Женские грезы», 1954) занималась нашим все более оживленным
кинематографическим производством. Мы арендовали верхний этаж красивого особняка
XVIII века у фирмы «Сандревс»
и оборудовали там уютные кабинеты, просмотровый зал, несколько монтажных и
кухню. Через месяц-другой нам нанесли
визит два вежливых, молчаливых господина из Налогового управления.
Разместившись в одном из временно пустующих кабинетов, они занялись
проверкой наших счетов, а также выразили желание ознакомиться с
документацией моей швейцарской фирмы «Персонафильм». Мы немедленно
затребовали все бухгалтерские книги и предоставили их в распоряжение
этих господ. Ни у кого из нас не было времени
заниматься молчаливыми господами, сидевшими в пустом кабинете. По своим
дневниковым записям я вижу, что в четверг 22 января на нас внезапно
свалился объемистый меморандум из Налогового управления. Я, не читая,
препроводил его моему адвокату. Несколькими годами раньше —
думаю, это было в 1967 году, когда мои доходы начали расти с приятной, но
лавинооб- 77 разной скоростью, — я попросил
моего друга Харри Шайна* подыскать мне
кристально честного адвоката, который взялся бы быть моим экономическим
«опекуном». Выбор пал на сравнительно молодого, имевшего хорошую репутацию Свена
Харальда Бауэра, который ко всем прочим заслугам был высокопоставленной
фигурой в Международной организации скаутов. Он обязался вести мои
финансовые дела. Мы прекрасно ладили друг с
другом, и сотрудничество наше было безупречным. Контакт со швейцарским
адвокатом, ведшим дела «Персонафильм», тоже был налажен. Деятельность
становилась все оживленнее: «Шепоты и крики», «Сцены из супружеской жизни»,
«Слово безумца в свою защиту» Челя Греде*,
«Волшебная флейта». В дневниковой записи от 22 января
меня не так беспокоит меморандум Налогового управления, как болезненная экзема,
поразившая безымянный палец левой руки. |