Мы с Ингрид были женаты уже пять
лет. Жили в новом доме на Карлаплан, 10 (там, где стоял когда-то дом, в котором
жил Стриндберг), тихой буржуазной жизнью, общались с друзьями, ходили на
концерты и в театр, смотрели фильмы, с удовольствием работали. Все описанное мною выше
составляет предысторию событий 30 января и всего, что случилось
дальше. Следующие месяцы никак не
отражены в моем дневнике. Я возобновил свои записи — спорадические, неполные —
лишь год спустя. Поэтому мои воспоминания того времени будут как бы
моментальными снимками, резкими в середине и нечеткими по краям. Итак, мы приступили к репетиции
«Пляски смерти», как обычно, в половине одиннадцатого. Мы — это Андерс Эк,
Маргарета Круук, Ян-Улоф Страндберг, ассистент режиссера, суфлер, ведущий
спектакля и я сам. Мы находимся в светлом и уютном зале на самой верхотуре, под
крышей Драматена. Работа идет раскованно и легко,
как почти всегда бывает в начале репетиционного периода. Открывается дверь,
входит *
Шайн, Харри
(род. 1924) — один из инициаторов
создания Шведского киноинститута; в 1963-1970 гг. был его исполнительным
директором, затем до 1978 г. — председателем правления. **
Греде, Чель
(род. 1936) — шведский кинорежиссер;
среди фильмов: «Харри-весельчак» (1969), «Клара Желание» (1972), «Слово безумца
в свою защиту» (1973, по роману А. Стриндберга), «Простая мелодия» (1974), «Моя
любимая» (1979), «Гип-гип, ура!» (1987). 78 секретарша директора театра
Маргот Вирстрём и просит меня немедленно спуститься в ее кабинет, где ждут два
полицейских, которые хотели бы со мной побеседовать. Я отвечаю, что, может,
они пока выпьют по чашке кофе, а я подойду в час, в обеденный перерыв. Они
желают видеть меня немедленно, говорит Маргот Вирстрём. Я спрашиваю, что
случилось, но Маргот не знает. Мы ошарашенно смеемся, я прошу артистов
продолжать репетицию и говорю, что встретимся после обеда в половине
второго. Мы с Маргот спускаемся в ее
комнату, рядом с кабинетом директора. Там сидит господин в темном пальто. Он
поднимается, пожимает мне руку, произнося мою фамилию. Я интересуюсь,
в чем дело, почему такая спешка. Он, глядя в сторону, бормочет, что это, мол,
налоговые дела и мне надо немедленно поехать с ним на допрос. Я глазею на него
как ненормальный и отвечаю, что, по правде говоря, ничего не понимаю. И тут я
вспоминаю, что в моем положении (в американских фильмах) обычно зовут адвоката.
На допросе обязательно должен присутствовать мой адвокат, говорю я, я желаю
позвонить ему. Полицейский, по-прежнему глядя в сторону, отвечает, что это
невозможно, поскольку адвокат сам замешан и уже вызван на допрос. Я беспомощно
спрашиваю, можно ли мне сходить в кабинет и взять пальто. «Идемте вместе», —
говорит полицейский. И мы идем. По дороге нам попадаются несколько
человек, они с удивлением провожают взглядом следующего за мной по пятам
незнакомца, В коридоре, по обеим сторонам которого расположены комнаты
режиссеров, я наталкиваюсь на собрата по профессии. «Ты разве не на репетиции?»
— изумленно вопрошает он. «Меня загребли в полицию», — отвечаю |