Наконец добираюсь до квартиры.
Ингрид дома. Обыск застал ее врасплох: она ведь ничего не знала.
Полицейские вели себя вежливо, не слишком усердствовали. Забрали несколько
папок, больше для вида. Потом она села ждать меня. Время тянулось так
медленно, что она решила испечь печенье. Я звоню Харри Шайну и Свену
Харальду Бауэру. Оба растерянны и потрясены. Что еще происходит в этот
вечер, не знаю. Обедаем? Наверное. Смотрим телевизор? Возможно. Поздно вечером, когда мы уже
легли спать, меня внезапно озаряет — завтра утром журналисты устроят здесь, на
Карла-план, 10, осаду. Я упаковываю самые необходимые вещи и отправляюсь в
крохотную квартирку на Гревтурегатан, куда мы с Гун* переехали, сбежав из Парижа осенью 1949 года. С тех
пор каждый раз, когда меня настигает катастрофа, терпит крах очередной брак или
возникают другие осложнения, я переселяюсь на Гревтурегатан. На этот раз я появляюсь там
ночью. Безликость комнаты создает чувство безопасности. Приняв снотворное, я
засыпаю. Что было в субботу и воскресенье,
забыл. Я сижу, запершись, на Гревтурегатан, появляясь дома на два-три часа
вечером. Выхожу через гараж, не встречая ни души. Газеты, телевидение, радио
стараются вовсю — кричащие заголовки на первых страницах, комментарии в
программах новостей. Мой двенадцатилетний сын Даниэль отказывается ходить в
школу. Он до того перепуган, что отсиживается в будке кинотеатра «Рёда
кварн» у своего друга киномеханика по прозвищу Щепоть, который очень ему помог в
это трудное время. Какова была реакция остальных моих детей, не имею понятия, я
с ними тогда почти не общался. Большинство из них к тому же придерживалось левых
взглядов и, как я выяс- * Имеется
в виду Гун Хагберг, третья жена Бергмана (брак заключен в 1951 г.). в 1971 г.
погибла в автомобильной катастрофе. 82 нил потом, считало, что так, мол,
папаше и надо. Кое-кто сразу же зачислил меня в преступники. В понедельник утром наступил
кризис. Я сижу в гостиной на верхнем этаже, читаю книгу, слушаю музыку. Ингрид
ушла на встречу с адвокатами. Я ничего не чувствую, внутренне собран, но
несколько оглушен снотворными, — обычно я ими никогда не пользуюсь. Музыка замолкает, раздается
легкий щелчок, пленка останавливается. Воцаряется тишина. Неспешно падает
снег, крыши на другой стороне улицы совсем белые. Закрываю книгу — все
равно я с трудом понимаю, о чем читаю. Комната освещена резким дневным
светом, без теней. Бьют часы. Может, я сплю, может, просто перешагнул из
подвластной органам чувств реальности в другую реальность. Не знаю, только я
погрузился в глубину неподвижной пустоты — безболезненной, бесчувственной.
Закрываю глаза — мне кажется, что я закрываю глаза, — ощущаю присутствие в
комнате постороннего и вновь открываю глаза: в двух-трех метрах в резком свете
дня стою я сам и рассматриваю фигуру в кресле. Переживание конкретно,
неопровержимо. Я стою на желтом ковре и рассматриваю себя, сидящего в
кресле. Я сижу в кресле и рассматриваю себя, стоящего на желтом ковре. Я,
сидящий в кресле, пока еще управляю своими реакциями. Это конец, возврата
нет. Я слышу свой громкий жалобный крик. |