Когда представители Налогового
управления во главе с налоговым сыщиком Кентом Карлссоном вдруг появились в
конторе «Синематографа» и потребовали предъявить им наши счета, меня немного
покоробило их поведение, но потом мне разъяснили, что это нормально и в порядке
вещей. Их в особенности интересовали сделки «Персонафильм». Мы
подчинились требованию и предоставили в их распоряжение бухгалтерские
книги фирмы. И я, и мой адвокат спокойно
ждали, когда господа ревизоры пригласят нас на беседу. Не тут-то было. У сыщика Кента Карлссона и его
ребят были другие планы. Они решили устроить демонстрацию силы, которая бы
прогремела на весь мир, а им самим позволила бы набрать некоторое
количество очков в таблице, существующей у этой особой бюрократии. (Кстати, довольно-таки плохо
продуманная операция: с начала ревизии до задержания меня и моего адвоката,
имевшего целью «не дать нам уничтожить доказательства», прошло несколько
месяцев. Если бы нам было что скрывать, мы бы за эти месяцы замели все следы.
Это даже полицейскому Паулю-су Бергстрёму* было
бы под силу вычислить. Если бы меня грызла совесть, я успел бы за это время
эмигрировать. И наконец, если бы я не был так отчаянно привязан к этой
стране и к *
Полицейский Паулюс
Бергстрём — комический персонаж из
сатирического журнала «Грёнчёпингс веккублад», символ глупого
полицейского. 92 тому же до отвращения честен, я
сегодня обладал бы огромным состоянием — за границей.) Но ни налоговому сыщику
Карлссону, ни прокурору Дрейфальдту ни один из этих доводов не пришел в голову.
Карлссоновский заговор был совершившимся фактом, и через 14 минут после того,
как меня вывели из Драматена, следователю позвонила первая газета, желая
узнать подробности о сенсационном задержании. Теперь, когда эта грандиозно
задуманная демонстрация силы провалилась, решили применить странную окопную
тактику с примесью угроз и шантажа. Боюсь, подобная стратегия рассчитана на
необозримо долгое время. У меня не хватит ни рассудка, ни
нервов, чтобы выдержать такого рода войну. Ни времени. Поэтому я уезжаю. Уезжаю, чтобы
сделать свой первый фильм за границей, на чужом языке. У меня нет причин
жаловаться. Для всех, кроме меня самого и моих близких, это пустяк
или, как бы выразились в Налоговом управлении, «фикция». Мне посоветовали обжаловать
действия «Афтонбладет» за то, что она писала обо мне и моем деле. Это
бессмысленно, ответил я. Газета, кичащаяся своими инсинуациями,
неприкрытыми оскорблениями, полуправдой и низкопробным преследованием
личности, собирает критические замечания прессомбудсмана* с такой же страстью, как индеец — скальпы. В любом
обществе, вероятно, есть потребность в клоачном стоке, подобном «Афтонбладет».
Но меня не перестает удивлять, что этот клоачный сток является флагманом
социал-демократической прессы и что в этом разлагающемся клеточном
скоплении работает много приличных, достойных уважения
профессионалов. |