Мне посоветовали также подать в
суд на прокурора Дрейфальдта и потребовать возмещения убытков (две загубленные
постановки по 45 тысяч крон каждая, остановка производства фильма —
приблизительно 3 миллиона, психические страдания — одна крона и поруганная
честь — еще одна крона, итого три миллиона девяносто тысяч две кроны). *
Прессомбудсман —
уполномоченный по прессе, осуществляющий
надзор за соблюдением прессой законов и постановлений. Назначается
правительством, однако не имеет права самостоятельно выносить
решения. 93 Но и это я считаю бессмысленным.
Дилетантство, чувство долга и топорность в данном случае шли рука об руку. Это
надо понять. Это по-шведски. Возможно, я когда-нибудь напишу на эту тему
фарс. Я говорю, как говорил Стриндберг, рассердившись на что-нибудь:
Берегись, сволочь, мы встретимся в моей
следующей пьесе». О статье позаботится Бьёрн
Нильссон из «Экспрессена». Мы с Ингрид навещаем ее сестру и свояка в Лешёфорсе.
На обратном пути в Стокгольм делаем крюк и проезжаем Воромс — усадьба тиха и
молчалива в сером свете дня на исходе зимы, чернеет река, над холмами туман.
Проезжаем Стура Тюна, где похоронена мать Ингрид. Останавливаемся ненадолго в
Уппсале, я показываю бабушкин дом на Трэдгордсгатан, слушаем мощный шум порогов
Фюрисон. Сантименты... и прощание. Потом мы на несколько дней едем
на Форё. Больно, но необходимо. Я информирую Ларса-Уве Карлберга и Катинку
Фараго. Они обещают по мере сил поддерживать жизнь «Синематографа». В
Страстную пятницу я пишу статью, переписываю, пишу заново, удивляюсь про
себя, за каким дьяволом я трачу столько усилий, но бешенство, державшее меня на
плаву последние недели, заставляет действовать, вырабатывая
необходимый адреналин. 20 апреля Ингрид с сестрой
уезжают в Париж. Я провожу вечер с моим другом Стюре Хеландером. Мы
познакомились в 1955 году, когда я с непрекращающимся поносом и рвотой
попал к нему в отделение в Каролинскую больницу. Несмотря на то, что мы с
ним очень разные люди, мы стали друзьями и дружбой этой дорожим до сих пор. В среду 21 апреля в 16.50 я
отбываю в Париж. Когда самолет поднимается в воздух, меня охватывает
безудержное веселье, и я читаю сказки сидящей рядом в кресле девчушке. То, что произошло потом, не
представляет особого интереса. Моя статья была напечатана в «Экспрессен» на
следующий день после отъезда и вызвала немалый переполох. Журналисты взяли
в осаду нашу гостиницу в Париже, а один фотограф, преследуя нас на мотоцикле по
пути в шведское посольство, чуть не попал в аварию. Я обещал Дино Де Лаурентису
держать язык за зубами, так как мы планировали через несколько дней
провести пресс-конференцию в Голливуде. |