И тут и там преподавали одни и те
же дерьмовые учителя, и тут и там властвовала та же дерьмовая зубрежка.
Единственным отличием была, пожалуй, значительно более высока плата за
обучение в Пальмгренской школе. И еще — это была школа с совместным обучением. В
нашем классе учились двадцать один мальчик и восемь девочек. Одной из них была
Анна. Ученики сидели по двое за
старомодными партами. Учитель занимал кафедру, стоявшую на возвышении в
углу класса. Перед нами простиралась черная доска. Снаружи, за тремя
окнами, всегда шел дождь. В классе царил полумрак. Шесть электрических
шаров вяло боролись с колеблющимся дневным 102 светом. В стены и мебель навечно
въелся запах мокрой обуви, грязного белья, пота и мочи. Это был склад,
учреждение, основанное на оскверненном союзе властей и семьи. Хорошо
различимая вонь омерзения порой становилась всепроникающей, иногда
удушающей. Класс был как бы миниатюрным отражением предвоенного общества:
тупость, равнодушие, оппортунизм, подхалимаж, чванство с робкими всплесками
бунта, идеализм и любопытство. Анархистов быстренько ставили на место — и
общество, и школа, и семья наказывали образцово, нередко тем самым определяя всю
дальнейшую судьбу правонарушителя. Методы обучения заключались главным
образом в наказании, вознаграждении и насаждении чувства вины. Многие из
учителей были национал-социалистами, одни — по глупости или ожесточенные
неудавшейся академической карьерой, другие — из-за идеализма и восхищения
перед старой Германией, «народом поэтов и мыслителей». На этом фоне серой покорности за
партами и кафедрой встречались, разумеется, и исключения — одаренные,
несгибаемые люди, распахивавшие двери и впускавшие воздух и свет. Но таких
было немного. Наш директор — льстивый деспот, махинатор из махинаторов
Миссионерского союза — обожал читать утренние молитвы, липкие проповеди,
состоявшие из сентиментальных ламентаций на тему о том, как бы сокрушался
Иисус, если бы именно сегодня он посетил Пальмгренскую школу, или же из адских
проклятий в адрес политики, дорожного движения и эпидемического
распространения джазовой культуры. Невыученные уроки, обман,
жульничество, лесть, подавляемое бешенство и зловонный треск нарочно
выпускаемых газов составляли непременную программу безнадежно тянувшегося
дня. Девчонки собирались кучками, заговорщицки перешептываясь и хихикая.
Мальчишки орали ломающимися голосами, дрались, гоняли мяч, планировали
жульнические проделки или договаривались о невыученных уроках. Я сидел приблизительно в середине
класса. Анна — наискосок впереди меня, у окна. Я считал ее уродиной. Так
считали все. Высокая толстуха с округлыми плечами, плохой осанкой,
большой грудью, мощными бедрами и колышущимся задом. Коротко остриженные рыжие
волосы зачесаны на косой пробор, глаза — один голубой, другой карий —
косят, высокие скулы, полные вывернутые губы, по-детски округлые щеки, на
благородном подбородке — ямочка. Из-под волос |