Мой брат был одним из учредителей
и организаторов Шведской национал-социалистической партии, мой отец
несколько лет подряд голосовал на выборах за национал-социалистов. Наш
учитель истории преклонялся перед «старой Германией», преподаватель физкультуры
каждое лето ездил на офицерские собрания в Баварии, некоторые из приходских
священников были тайными нацистами, ближайшие 111 друзья нашей семьи открыто симпатизировали «новой
Германии». Когда до меня дошли свидетельства из концентрационных
лагерей, мой разум вначале отказывался принимать то, что видели глаза. Как
и многие другие, я считал эти фотографии сфабрикованной пропагандистской
ложью. Когда же истина в конце концов одолела внутреннее сопротивление,
меня охватило отчаяние, а презрение к самому себе, мучившее меня и без
того, стало и вовсе невыносимым. Лишь много позднее я понял, что моя вина,
несмотря ни на что, была не столь уж велика. Austauschkind, неподготовленный, не получивший должной прививки,
я попал в блистающий мир идеалов и преклонения перед героями, оказался
беззащитным перед агрессивностью, настроенной в высшей степени на ту же
волну, что и моя собственная. Внешний блеск ослепил меня. Я не замечал
мрака. Через артистическое фойе Городского театра Гётеборга,
куда я приехал через год после окончания войны, шла глубокая кровавая
трещина. По одну сторону сидели диктор «Киножурнала УФА»*,
организаторы шведского варианта Имперской кинопалаты**
и обычные попутчики. По другую — евреи, приверженцы Сегерстедта***, актеры, имевшие норвежских и датских друзей. Все
жевали принесенные с собой бутерброды, запивая их отвратительным напитком из
буфета. Ненависть, наполнявшую помещение, можно было резать ножом. Звенел звонок, актеры выходили на сцену и превращались
в лучший театральный ансамбль страны. Я
скрывал свои заблуждения и свое отчаяние. Постепенно созревало поразительное
решение — больше никакой политики! Разумеется, мне следовало принять совсем
другое решение. Празднества в Веймаре продолжались весь вечер и всю
ночь. Пастор отвез меня в особняк директора банка — внуши- *
УФА («Унивсрзум-фильм-акциенгезельшафт») — крупнейшая
немецкая кинокомпания, созданная в 1918 г. В годы фашистской диктатуры
выпускала пронацистский киножурнал. **
Имперская кинопалата,
созданная в Германии в 1933 г.,
подчинила себе производство и прокат фильмов, в результате чего немецкая
кинематография была полиостью поставлена под контроль нацистского
государства. ***
Сегерстедт, Торгни
(1876-1945) — журналист и историк. С
1917 г. был главным редактором «Гётеборгс Хандельс ок Шёфартстиднинг», где
беспощадно бичевал нацизм. |