Сесилия жила с матерью в
пустынных апартаментах на Эстермальме. Ее отец занимал какой-то важный
административный пост. Однажды он пришел домой раньше обычного, лег в
постель и отказался вставать. Проведя какое-то время в больнице для умалишенных,
он заимел ребенка от молоденькой медсестры и переехал жить в небольшую
крестьянскую усадьбу в Емтланде. Мать Сесилии, сгорая от стыда
из-за постигшей ее социальной катастрофы, укрылась в темной комнате для
прислуги рядом с кухней и показывалась очень редко, по большей части после
наступления темноты. Ярко накрашенное лицо под париком было обезображено
страданием и страстями. Ее тихая речь, настолько тихая, что трудно было
разобрать слова, напоминала кудахтанье, при этом у нее непроизвольно
дергались голова и плечи. Под юной красотой Сесилии можно было разглядеть
тень материнских черт. Позднее это навело меня на мысль о том, что роли Мумии и
Фрекен в стриндберговской «Сонате призраков» должна исполнять одна и та же
актриса. Освободившись от железного
корсета школы, я закусив удила понесся как взбесившийся конь и остановился лишь
шесть лет спустя, став директором Городского театра Хельсинборга. Историей
литературы занимался у Мартина Лам- 124 ма*. Лекции о Стриндберге он читал в насмешливой манере,
вызывавшей живой отклик у аудитории, но ранившей мое слепое обожание.
Только через много лет я понял, насколько гениален был его анализ
творчества писателя. Я активно участвовал в работе молодежного клуба под
названием «Местер Улоф-горден» в Старом городе, где мне дали почетное
поручение возглавить их быстро расширявшуюся театральную деятельность.
К этому присоединился студенческий театр. Вскоре занятия в университете
приобрели чисто формальный характер, ибо все свое время я посвящал театру, за
исключением тех часов, которые проводил в любовных утехах с Марией. Она
играла Мать в «Пеликане» и была известной личностью в студенческой среде.
Коренастая, с покатыми плечами, высокой грудью, мощными бедрами. Плоское
лицо с длинным, красивой формы носом, широким лбом и выразительными
синими глазами. Тонкие губы с утонченно опущенными уголками. Жидкие волосы,
выкрашенные в пронзительно-рыжий цвет. Мария обладала незаурядным поэтическим
даром и выпустила сборник стихов, получивший высокую оценку Артура
Лундквиста. Вечера она проводила за угловым столиком в Студенческом кафе, пила
коньяк и беспрерывно курила вирджинские сигареты «Голдфлейк» в темно-желтой
жестяной коробочке с кроваво-красной сургучной печатью. Мария многому меня научила,
словно горелкой выжгла мою интеллектуальную лень, духовную неряшливость,
конфузливую сентиментальность. И к тому же утоляла мой сексуальный
голод — открыв решетку тюрьмы, выпустила на волю маньяка. |