Предисловие Эта книга не очерк истории кино —
это попытка таксономии, опыт классификации
образов и знаков. К тому же в первом томе мы ограничимся только
определением элементов, более того — элементов лишь одной части классификации. Мы часто будем
ссылаться на американского логика Пирса (1839-1914), так как он создал общую
классификацию образов и знаков, несомненно
наиболее полную. Она подобна естественноисторической классификации Линнея или же таблице Менделеева. Но
тем не менее кино требует в данном случае нового подхода. В этойхвязи
следует вспомнить Бергсона, его написанную в В первой части нашего исследования мы будем говорить об образе-движении и его разновидностях. Образ-время станет предметом второго тома. Великие кинорежиссеры, на наш взгляд, сравнимы не только с живописцами, архитекторами и музыкантами, но еще и с мыслителями. Основа их мышления не понятие, а образ: образ-движение и образ-время. Конечно, в кинематографе много хлама, но такая «продукция», строго говоря, не хуже любой другой, хотя экономические и индустриальные
последствия этого невозможно с чем-либо сравнивать.
Стало быть, классики кино всего лишь уязвимее других кинематографистов:
им неизмеримо легче мешать заниматься их работой. История кино представляет собой длинный мартиролог. От этого кино не
перестает быть частью истории искусств и истории — в самостоятельных и незаменимых формах, которые вопреки
всему удалось изобрести и внедрить
авторам фильмов. Мы не приводим никаких иллюстраций: нам хотелось бы, чтобы сам наш текст послужил иллюстрацией к великим фильмам, в той или иной мере отпечатавшимся в памяти каждого из нас, к фильмам, взволновавшим нас или, может быть, чему-то научившим. Кино-1. Образ-движение 41 Глава I Тезисы о
движении (первый комментарий к Бергсону) 1 Бергсон приводит не один, а целых
три тезиса о движении. Первый из них — самый знаменитый, и поэтому есть риск,
что он затмит собой два остальных. Как бы
там ни было, он является своего рода введением к двум другим тезисам. Согласно
этому первому тезису, движение нельзя смешивать с пройденным
пространством. Ведь пройденное пространство относится к прошлому, а движение —
к настоящему, это акт прохождения.
Пройденное пространство делимо, и даже бесконечно
делимо, тогда как движение неделимо или же не делится без того, чтобы не менять при каждом делении
собственной природы. Отсюда следует, что все пройденные пространства
принадлежат к одному и тому же
гомогенному пространству, тогда как движения разнородны и не сводимы друг к другу. |