Прежде чем развивать второй тезис, напомним его формулировку: вы не можете восстановить движение посредством положений в пространстве или мгновений во времени, то есть через неподвижные «срезы»... Вы
осуществляете это восстановление не иначе, как прикидывая к позициям или мгновениям отвлеченную идею последовательности, придавая им механический, однородный и
универсальный характер, скопированный с пространства и одинаковый для
всех движений** И тогда вы двояко
промахнетесь мимо движения. С одной стороны,
сколь бесконечно вы ни приближались бы к двум мгновениям или положениям,
движение всегда будет происходить в промежутке между ними, а стало быть, у вас за спиной. С другой же стороны, как бы вы ни делили и ни подразделяли время, движение
всегда будет происходить в конкретной
длительности, а следовательно, каждое мгновение получит собственную качественную длительность. Азначит, мы должны противопоставлять две не сводимые друг к
другу формулы: «реальное движение —> абстрактная длительность» и
«неподвижные срезы + абстрактное время». В группами данных: с мгновенными срезами,
которые называются образами, и с движением, или безличным,
единообразным, абстрактным, невидимым или незаметным временем, которое «находится
в глубине» аппарата и «с помощью которого»
нам прокручивают вереницы образов1.
Стало быть, кино показывает нам ложное движение, это типичный пример ложного
движения. При этом любопытно, что древнейшей из иллюзий Бергсон дает столь
современное и «свежее» имя - «кинематографическая». В действительности,
утверждает Бергсон, когда кинематограф при помощи неподвижных срезов
восстанавливает движение, он делает лишь то, на что указывали еще мыслители
древности (парадоксы Зенона), или то, что присуще естественному восприятию. В этом состоит отличие теории
Бергсона от феноменологии, для
которой кинематограф скорее порывает с условиями естественного восприятия. «Мы
делаем как бы моментальные снимки
мимолетной реальности и, поскольку они эту реальность характеризуют,
удовлетворяемся нанизыванием их на абстрактное, сплошное и невидимое становление, расположенное в недрах познавательного аппарата... Так, как правило, действуют
восприятие, мыслительный процесс и язык (langage). Идет ли речь о том, чтобы
осмыслять становление, выражать или даже
воспринимать его, мы едва ли делаем что-либо иное, кроме включения
своего рода внутреннего киноаппарата».
Следует ли это понимать так, что, по Бергсону, кинематограф представляет собой всего лишь проекцию и
воспроизводство непрерывной и универсальной иллюзии? А что, если люди издавна
снимали кино, не подозревая об этом?
Но тогда возникает масса вопросов. И
первый из них: не является ли воспроизводство иллюзии, кроме прочего, и как бы ее исправлением? Можно ли из
искусственного характера
используемых средств сделать вывод и об искусственности результата? Ведь кинематограф работает с
фотограммами, то есть с неподвижными срезами, и пользуется двадцатью
четырьмя (на заре своего существования - восемнадцатью) образами в секунду. Но,
как часто замечали, показывает он нам не фотограмму,
а усредненный образ, на который
движение не налагается, к которому оно не присовокупляется: движение,
напротив того, принадлежит усредненному образу
как непосредственная данность. Похоже, что точно так же обстоят дела и с
естественным восприятием. Но тут иллюзия исправляется до восприятия, в силу тех условий, которые делают восприятие возможным для субъекта. А вот в кинематографе
восприятие исправ- |