лицом, лицами или их эквивалентами
(образ-переживание одинар-ности), - и те же самые качества-возможности, как
нечто (актуализу-ющееся в определенном положении вещей, в некоем
детерминированном пространстве-времени (образ-переживание двоичности). . В аффективном фильме par excellence, в дрейеровских «Страстях Жанны д'Арк» историческое положение вещей как целое включает социальные роли и индивидуальные или же
коллективные характеры, реальные связи между ними, Жанну, епископа,
англичанина, судей, королевство и народ — словом, процесс. Но есть и нечто
иное, и оно уж точно не имеет никакого
отношения к вечному, или к нады-сторическому: Пеги называл его «internel»1. Оно напоминает два настоящих времени, которые непрестанно пересекаются
так, что не успевает завершиться одно, как уже движется другое. Пеги
писал, что хотя мы движемся по
историческому событию вперед, но тут же, возвращаемся вспять внутрь другого события: первое уже давно воплощено, второе же продолжает выражаться и даже
стремится к другому выражению. Это
одно и то же событие, но одна его часть свершена и запечатлена в некоем положении вещей, а вот
вторая все удаляется от какого бы то
ни было свершения. Такова тайна настоящего у Пеги и Бланшо, но также и у
Дрейера и Брессона; это различие между процессом и Страстью (претерпеванием),
которые все же друг от друга неотделимы.
Активные причины определяются по положению вещей; однако же само событие
— аффективное, следствие - выходит за рамки
собственных причин и отсылает лишь к другим следствиям, а причины между тем обращены к самим себе. Это гнев епископа
и мученичество Жанны, но
среди ролей и ситуаций сохраняется лишь необходимое для того, чтобы
аффект был произведен и оперировал присущими
ему сочетаниями, например, «возможностью» гнева или коварства или же «качеством» жертвенности и
мученичества. Речь идет о том, чтобы извлечь из процесса Страсть, а из
события — ту неисчерпаемую и блистающую
часть, что превосходит его собственную актуализацию, «свершение, которое само так и не свершилось». Итак, аффект есть нечто выраженное положением вещей, но
к положению вещей это выраженное не отсылает: оно отсылает лишь к выражающим его лицам, которые, сочетаясь или разделяясь,
наделяют его собственной движущей
материей. Фильм, составленный из коротких крупных планов, «принимает на себя» часть события, которая не может реализоваться в детерминированной среде. •Следует также обратить внимание на точное соответствие технических средств этой цели. Аффективное кадрирование достигается с помощью резаных крупных планов. Иногда в общей массе лица выре- Контаминация слов «interne» («внутреннее») и «eternel» («вечное»). — Прим. пер. |