164 Жиль Целёз Кино-1.
Образ-движение 165 щей вместо того,
чтобы спалить самих героев, — благодаря чему первозданной жизни возвращается жизнь (лицо гермафродита и лицо ребенка из
фильма «Фанни и Александр»). Выраженная сущность есть то, что в Средние Века называли «сложным
означающим» (complexe significabile) предложения, и
оно отличается от положения вещей.
Выраженное, то есть аффект, является сложным, поскольку оно составлено
из разного рода сингуляр-ностей, которые
оно иногда объединяет и на которые порою подразделяется. Вот почему оно
непрестанно варьирует и меняет собственный
характер сообразно производимым им объединениям или же претерпеваемым им
дроблениям. Таково «дивидуальное» — то, что может увеличиваться или уменьшаться
не иначе, как меняя свой характер; то, что каждое мгновение способствует
единству аффекта, — виртуальное соединение,
обеспечиваемое выражением, лицом или предложением. Блестящее, страх,
режущее, растроганность суть весьма несходные
качества и возможности; они то объединяются, то разделяются. Одно из них
— возможность и качество ощущения, другое.свя-зано с чувством, третье относится
к действию, наконец, четвертое — к состоянию.
Мы говорим «качество ощущения» и т. п., потому что ощущение или чувство и проч. суть именно то, в чем
реализуется качество-возможность. И
все же качество-возможность не сливается с ак-туализующим его таким способом положением вещей: так, блестящее не
совпадает с соответствующим ему ощущением, а режущее — с сопряженным с ним
действием, это чистые возможности, чистые виртуальности,
оказывающиеся осуществленными в некоторых условиях благодаря ощущению, которое вызывает у нас нож при свете либо посредством действия, производимого ножом в наших
руках. Как писал Пирс, цвет
(например, красный), степень (например,'яркий), возможность (например, режущий), качество, (например, твердый или мягкий)
суть прежде всего позитивные потенциальности, отсылающие лишь к самим себе1. Следовательно, в той же мере, в
какой они могут друг от друга
отделяться, они могут и объединяться, и отсылать друг к другу, образуя виртуальное сочетание, не совпадающее с реальной связью между лампой, ножом и людьми, хотя
сочетание это акту-ализуется здесь и теперь именно в этой связи. Мы всегда
должны различать качества-возможности
как таковые, как нечто,'выражаемое 1 Р е i г с е, «Ecrits sur le
signe», Ed. du Seuil. p. 43: «Существуют
некоторые ощутимые качества, например,
валер пурпура, запах розовой эссенции, свист локомотива, вкус хинина, качество переживания,
испытываемого при созерцании красивого
математического доказательства, качество любовного чувства и т. д. Я имею в виду не впечатление от актуального переживания
этих ощущений, непосредственного, или
же в памяти, или воображении, то есть не нечто подразумевающее эти качества как один из своих элементов. Но я говорю
о самих качествах, которые сами по себе являются чистыми и необязательно
реализуемыми "может быть "». |