тями и переменными отношениями
между ними (лицо суровеет или смягчается);
пространство виртуальной связи между сингулярностями, имеющее тенденцию совпадать с лицом либо,
напротив, выходящее за его рамки;
отворачивание лица или лиц, открывающих и очерчивающих это пространство... Все эти
аспекты между собой связаны. Прежде всего, отворачивание не является антонимом к глаголу «оборачиваться». Оба процесса друг от друга неотделимы, и один из них представляет собой скорее моторное движение
желания, а другой - рефлектирующее движение удивления.
Как продемонстрировал Куртьяль, оба движения относятся к лицу, но друг другу не противостоят; оба они
противоположны идее недифференцированного
лица, мертвого и неподвижного, которое стерло
бы все лица и привело бы их к небытию. Пока существуют лица, они вращаются вокруг неподвижного светила подобно
планетам, а вращаясь, непрестанно «отвращаются». Ничтожное изменение направленности лица вызывает варьирование отношений между
его жесткими и мягкими частями, а тем самым - модифицирует аффект. Даже
изолированному лицу свойствен некий
коэффициент отворачивания и оборачивания. И как раз посредством
оборачивания-отворачивания лицо выражает
аффекты, их рост и спад, тогда как изглаживание выражения лица пересекает порог ослабления аффекта,
-погружает аффект в пустоту и
способствует тому, что лицо теряет все свои «лица». Так, в паб-стовской «Лулу» лицо Джека отворачивается
от лица женщины, что приводит к модификации аффекта и его росту в ином
направлении — вплоть до резкого падения в
небытие. Возможно, конечная цель кинематографа Бергмана состоит в изглаживании
лиц: режиссер следит за их долгой
жизнью и дает им время на свершение странного «оборота вокруг
неподвижного светила», который иногда бывает даже позорным и омерзительным. Например, пучеглазая старуха
напоминает черное солнце, вокруг
которого вращается, отвращаясь, героиня фильма «Лицом к лицу». Служанка из «Шепотов и криков» напрягает свое лицо, широкое,
рыхлое и немое, и две сестры выживают не иначе, как вращаясь вокруг него, при том что друг от друга они
отвращаются; и как раз
взаимоотвращение способствует также и выживанию сестер вфиль-ме «Молчание»,
и шаткому положению двух главных героев «Персоны»1. И так
— вплоть до той знаменательной поры, когда отвратившиеся друг от друга лица вновь обретают свою полную силу,
пройдя через небытие; и, вращаясь
вокруг мумии, они вступают в виртуальное сочетание, формирующее аффект не менее мощный, нежели
воздействующее на пространство
орудие, которое сжигает несправедливое положение ве- «Материя» (греч.). — Прим. пер. 1 Об этом аспекте крупного плана у Бергмана ср.: R о u I e t Claude, «Une ёриге tragique». Cinematographe, no. 24, fevner 1977. |