Аффекты не способствуют индивидуации персонажей или вещей, но при этом они и не сливаются друг с другом в неразличимости пустоты. Они обладают сингулярностями, вступающими в виртуальные от7,
ношения, и каждый раз образуют некую сложную сущность.
Они напоминают точки плавления, кипения, конденсации,
коагуляции и т. д. Поэтому лица, выражающие разнообразные
аффекты или различные точки одного и того же аффекта, не
сливаются, в неразличимом страхе, который стер бы их индивидуальности
(обезличивающий страх — лишь пограничный
случай). Правда, крупный план как бы приостанавливает индивидуацию, и
Роже Леенхардт в своей ненависти к крупному плану
справедливо утверждает, что из-за него все лица делаются похожими: все лица без макияжа похожи на Фальконетти,
все лица с макияжем - на Гарбо2. Напомним, впрочем, что
актеры и сами не узнают себя в крупноплановых кадрах. «Мы начали работать над
монтажом -вспоминает Бергман, - и Лив сказала: "Ты видел, до чего
безобразна Биби!", а Биби в ответ:
"Нет, не я, а ты..."». Это утверждение равносильно признанию
того, что воздействие лица — крупного плана — по крайней мере непосредственное
— заключается не в индивидуальности роли
или характера и даже не вличности актера. И все же эти элементы нельзя назвать взаимозаменяемыми. Если некоему
лицу свойственно выражать
определенные сингулярности в большей степени, чем иные, то причина здесь в дифференциации его материальных
частей и способности кварьированию их
взаимоотношений: так, бывают части твердые
и мягкие, сумрачные и освещенные,тусклые и блестящие, гладкие и шероховатые, ломаные и искривленные и т. д.
Теперь становится по- 1 В а 2 Blanch о t. «L'espacelitteraire».Gallimard,p.
161.
Рус.перевод: М. Бланшо.«Про 1 Здесь и теперь (лат.) — Прим.
пер. 2 Roger Leenhardt, процитировано Пьером Лерминье (Lherminier
Pierre.
162 Жиль Делез Кино-1. Образ-движение 163 нятно, почему определенные типы лица в большей степени, чем какие-либо иные, призваны создавать определенного рода аффекты. Крупный же план превращает лицо в чистый аффективный материал, в «hyle»1 аффекта. Отсюда происходят странные
кинематографические «свадьбы», к которым
актриса готовит лицо и материальные способности его частей, а постановщик придумывает аффект и выразительную форму, которые их используют и «обрабатывают». Следовательно, существует внутренняя композиция крупного плана, то есть чисто аффективные кадрирование, раскадровка и монтаж.
Внешней композицией можно назвать отношения крупного плана к другим как к образам иного типа. Внутренняя же композиция представляет собой отношения крупного плана с другими крупными планами либо с
самим собой, собственными элементами и размерами.
Впрочем, различие между этими двумя случаями незначительно: бывает последовательность крупных планов,
компактная или с интервалами, - но также один крупный план может
придавать значение попеременно то одним, то
другим чертам или частям лица, и благодаря этому мы замечаем изменения в их отношениях. К тому же в одном крупном плане могут одновременно объединяться
несколько лиц или же их частей (и не только для поцелуя). Наконец,
крупный план может включать некое
пространство-время, глубинное или поверхностное, как бы отделяя его от координат, от которых он абстрагируется: крупный
план «уносит с собой» кусок неба, пейзажа или квартиры, клочок видения, с помощью которого составляются возможности или качества лица. Это напоминает короткое замыкание
близкого и далекого. Вот крупный план
Эйзенштейна: гигантский профиль Ивана Грозного,
и при этом миниатюризованная толпа раболепствующих челобитчиков противостоит своей уплощенностью
извилистой линии царя, острым углам
его носа, бороды и черепа. Вот крупный план Оли-вейры: два мужских лица,
которым — на этот раз вглубине - противостоит
конь, взобравшийся на верхнюю ступеньку лестницы, что предвосхищает аффекты
любовного экстаза и музыкальной «кавалькады». По существу, мы видели, что
делать различие между весьма крупным планом,
крупным планом, приближенным или даже американским планом, едва ли
уместно, поскольку крупный план определяется не относительными размерами, а
размером абсолютным или же своей функцией,
состоящей в выражении аффекта как сущности» Итак, то, что мы называем внутренней композицией крупного
плана, числит за собой следующие
элементы: выраженную им сложную сущность вместе с включаемыми ею сингулярностями; лицо или лица, выражающие эту сущность, с определенными
дифференцированными час- |