Кино-1. Образ-движение 161 Глава VII Образ-переживание: качества, возможности, «какие-угодно- пространства» 1 Итак, имеются
Лулу, лампа, нож для резки хлеба, Джек Потрошитель, то есть предположительно
реальные люди с индивидуальными характерами и
социальными ролями, определенным способом употребляемые предметы,
реальные связи между этими предметами и людьми — словом, актуальное положение вещей в целом. Но кроме того, есть блеск света над ножом, лезвие ножа при свете, страх и
безропотность Джека, растроганность
Лулу. Это чистые качества или сингулярные возможности, как бы чисто
«возможное». Разумеется, качества-возможности соотносятся с людьми и лредметами,
со всем положением вещей, как со своими основаниями. Но это весьма
специфические следствия: вся их
совокупность отсылает лишь к ним самим, они образуют высказывание о положении вещей, тогда как причины, со
своей стороны, отсылают лишь к самим
себе, образуя положение вещей. Как пишет Ба-лаш, сколько ни считайте пропасть причиной головокружения, выражения
конкретного лица с ее помощью не объяснишь. Или же, если угодно, можно объяснить, но нельзя истолковать:
«Пропасть, над которой кто-то
склоняется, возможно, и объясняет его испуганное выражение лица, однако
же не создает его. Ибо выражение лица присутствует
даже без всяких оснований и не становится выражением лица в силу того, что кто-то примысливает к нему некую
ситуацию»1. К тому же
ясно, что качества-возможности играют предвосхищающую роль, так как они
подготавливают событие, которому предстоит актуализо-ваться в положении вещей и
модифицировать его (удар ножом, падение
в пропасть). Но сами по себе или как нечто выраженное они уже являются
событиями в своей вечной части, в том, что Бланшо назвал «частью события, которую его свершение не может
реализовать»2. Следовательно,
какими бы ни были взаимные импликации качеств-возможностей,
то есть аффектов, мы различаем два их состояния: одно, когда они актуализованы в некоем
индивидуированном положении вещей и в соответствующих ему реальных
связях(с определенным пространством-временем, hie et nunc\ с некими персонажами, ролями и предметами); и другое, когда качества-возможности
выражены «как таковые», за пределами
пространственно-временных координат, с собственными идеальными сингулярностями и виртуальными
сочетаниями. Первое измерение образует сущность образа-действия и
средних планов; второе' же измерение
составляет образ-переживание, или крупный план. Чистый аффект, беспримесное высказывание о самом
положении вещей фактически отсылает к
выражающему его лицу {или к нескольким лицам, либо к эквивалентам лиц,
либо к предложениям)■> Именно лицо или^го эквивалент вбирает в себя аффект и выражает его как сложную сущность, а также обеспечивает виртуальные связи между
сингулярными точками этой сущности
(блеск, лезвие, страх, растроганность...). |