1 Kafka, «Lettres a Milena». Gallimard, p. 260. продолжающей
и возобновляющей проект такого кинематографа страха. В этой перспективе Вендерс
предпринимает попытку трансплантации и примирения
двух упомянутых семейств: «я боюсь самого страха». У него
часто встречается активная серия, когда разного рода поступательные движения превращаются друг в друга и обмениваются между собой: поезд,
автомобиль, метро, самолет, пароход и т. д.; кроме того, они непрестанно смешиваются и перемежаются с
аффективной серией, когда герои ищут
и находят выразительных фантомов, пробуждают их типографией, фотографией и
кинематографом. Инициационное путешествие
из фильма «Стечением времени» переходит от машин к призракам старой печатни и передвижной
киноустановки. Этапы путешествия из «Алисы
в городах» отмечаются снимками, сделанными «пола-роидом», до такой степени, что в том же самом
ритме угасают и образы фильма - и так пока девочка не спрашивает: «Ты
уже не фотографируешь?», хотя фантомы
теперь могут принимать и иной облик. Кафка предлагал изготовлять смешанные установки, ставить машины по производству фантомов на устройства для перевозки: в то время все это было в
новинку — и телефон в поезде, и почта на корабле, и кино в самолете'. Разве в этом не выражена и вся история кино: установка камеры на рельсы, на велосипед, самолет и т.
д.? К этому и стремится Вендерс,
когда добивается проникновения обеих серий в свои первые фильмы. Так спасаются
образ-переживание и образ-действие, с
грехом пополам и первый благодаря второму... Но разве не существует еще и третьего пути спасения
образа-переживания, который раздвинет
собственные рамки (этот путь намечен в «Американском друге» Вен-дерса)? Из аффектов следует делать необычные,
многозначные, непрестанно
воссоздаваемые сочетания, так, чтобы лица, вступающие во взаимоотношения, расходились друг с другом, и этого
было бы достаточно для того, чтобы не
«расплыться» и не изгладиться. А кроме того, необходимо, чтобы движение, в свою очередь, преодолевало состояния вещей, чтобы оно вычерчивало линии бегства, и этого
было бы как раз достаточно для того,
чтобы открыть в пространстве измерение иного порядка, благоприятствующее таким
сочетаниям аффектов. Таков образ-переживание:
пределом ему служит обыкновенный аффект страха и стирание лиц в небытии.
Но его субстанция — сложный аффект, сочетающий
желание с изумлением; именно он наделяет жизнью образ-переживание, именно он поворачивает лица в сторону
открытого, к живому2. 1 Ср. настойчивые предложения Кафки из его
«Писем к Фелиции» («Lettres a Felice»), 2 В неизданной
работе Мишеля Куртьяля (Courthial Michel, «Le visage») |