![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
158 Жиль Делёз Кино-1.
Образ-движение 159
Является ли этот путь, куда нас влечет крупный план как сущность, неизбежным? Нам угрожают фантомы, тем более, что они не приходят к нам из прошлого. Так, Кафка различал два в равной степени современных технологических семейства: с одной стороны, средства коммуникации-передвижения, обеспечивающие нашу интеграцию в пространстве и времени и наши победы над ними (пароход, автомобиль, поезд, самолет и т. д.); с другой же стороны, средства коммуникации-выражения, порождающие призраков на нашем пути и отвлекающие нас в сторону нескоординированных аффектов, аффектов вне координации
(письма, телефон, радио, разнообразные «громкоговорители» и воображаемый
кинематограф...). И это не теория, а каждодневный опыт Кафки: всякий раз, когда он писал письмо, некий фантом выпивал из него поцелуи до получения, а возможно, и до
отправления этого письма, так что уже требовалось писать новое'. Но что можно
сделать ради того, чтобы две
соотносимые серии не приводили к наихудшим результатам, когда одна из них отдается на волю движению, становящемуся все более военно-полицейским и заставляющему
персонажей-манекенов играть статичные социальные роли, а черты их
характеров - коснеть, — в то время как в другой серии непрерывно растет
пустота, поражая остающиеся в живых лица
одним и тем же страхом? Именно это мы
наблюдаем в творчестве Бергмана, даже в политических его аспектах («Стыд», «Змеиное яйцо», «Страх»), но
также и в немецкой школе, |
![]() ![]() |