жество образов
состоит из одинарностей, двоичностей и т. д. Но образы-переживания в строгом смысле слова отсылают только к одинарности. Вот она,
фантазматическая концепция аффекта, чья составная часть — риск:
«когда же он перешел на другую сторону моста, навстречу ему вышли призраки...» Обыкновенно лицо наделяют тремя функциями: оно является индивидуирующим (отличает или
характеризует каждого), социализующим (играет некую социальную роль),
реляционным или коммуникантным
(обеспечивает не только общение двух лиц, но и душевное согласие между характером и ролью в одном лице). И лицо, на котором все эти аспекты бывают представлены в
кинематографе, как и повсюду, — утрачивает их все, как только речь
заходит о крупном плане. Вот что пишет Бергман - несомненно, режиссер, более
других настаивавший на том, что существует
фундаментальная связь, объединяющая кино, лица и крупный план: «Основа
нашего труда — человеческое лицо <...> Именно в возможности отыскивать
подход к человеческому лицу заключена
первостепенная отличительная черта кинематографа1.
Например, персонаж бросил свое ремесло, отказался от социальной роли; он уже не может или не хочет
ни с кем общаться, и его поражает
почти абсолютная немота; он теряет даже свою индивидуальность, и до такой степени, что становится до
странности похож на другого:
сходство через отсутствие или же «за неимением». В действительности указанные функции лица предполагают
актуальность положения вещей, в
котором персонажам приходится действовать и воспринимать события. Благодаря образу-переживанию они «расплываются» и
исчезают. Мы узнаем один из бергмановских сценариев. Крупных планов лица не бывает. Точнее говоря, крупный план и есть лицо, но в той мере, в какой оно утратило три своих функции. Нагота лица больше наготы тела, нечеловеческий характер лица больше нечеловечности животных. Уже поцелуй свидетельствует о полной наготе
лица и вызывает у него микродвижения, которые остальные части тела
пытаются скрыть. Более того, крупный план превращает лицо в фантом и отдает его на растерзание призракам. Лицо становится
вампиром, а письма — его летучие мыши, его выразительные средства. Так, в фильме «Причастие» «пока
пастор читает письмо, женщина на
переднем плане произносит фразы из него, не записывая их»; а в «Осенней сонате»
«текст письма распределяется между пишущей его, ее мужем, который об этом узнает, и еще не получившим его адресатом»2. Лица сходятся, запечатлевают
друг на друге свои воспоминания и
тяготеют к слиянию. Нет смысла спрашивать, показаны ли в фильме «Персона» два лица, походившие друг
на друга прежде, или же ' Cahiers du cinema, octobre 1959. ! Marion Denis. «Ingmar
Bergman». Gallimard, p. 37. |