' Ср.: Р е i г с е, «Ecritssurlesigne».
Ed. du Seuil. В этом издании
можно обратиться к Указателю и к
комментариям по поводу этих двух понятий, составленным Жера-ром Деледаллем. 156 Жиль Деяёз Кино-1.
Образ-движение 157 можных ощущения, чувства или идеи. Следовательно, одинарность есть категория Возможного: она придает возможному устойчивость и непротиворечивость, она выражает возможное, не актуализуя его, и делает
это «целиком и полностью». Собственно говоря, это не что иное, как образ-переживание, это качество или возможность, потенциальность, взятая сама по себе и как нечто выраженное. Стало быть, соответствующим знаком будет здесь выражение, а не актуализация. Мен де Биран уже писал о чистых переживаниях, нелокализуемых, ибо не имеющих отношения к детерминированному пространству, а также представленных в единственной форме «имеется...», поскольку они не связаны с личным «я» (боли страдающего односторонним параличом; образы, расплывающиеся при
засыпании; видения душевнобольных)'. Аффект есть нечто безличное и отличающееся от любого индивидуированного состояния вещей: тем не менее, он сингулярен и
может выступать в необычных
сочетаниях или соединениях с другими аффектами. Аффект неделим и не имеет частей; и все же сингулярные
комбинации, образуемые им вместе с
другими аффектами, в свою очередь формируют некое неделимое качество, которое
можно разделить не иначе, как изменив'
его природу («дивидуальное»). Аффект независим от любого детерминированного пространства-времени; тем не
менее он создается в истории,
которая производит его как выражение пространства и времени, эпохи, или среды, или выражаемое ими {вот
почему аффект представляет собой «новое», а новые аффекты творятся
непрестанно, в особенности — в произведениях искусства)2. Словом, аффекты, качества-возможности могут улавливаться двумя
способами: либо будучи актуализованными в некоем состоянии вещей, либо будучи выраженными в лице, эквиваленте лица или в «предложении». Таковы пирсовские двоичность и одинарность. Любое мно- 1 Ср.: Maine de Bir an. «Memoiresur la decomposition
delapensee».3to весьма оригинальный и
важный аспект мысли Мена де Бирана. Деледалль справедливо отмечает влияние Бирана на Пирса: Биран является
не только первым теоретиком, проанализировавшим,
как отношение «сила-сопротивление» выражается в действии, но еще и изобретателем термина «чистый
аффект», соответствующего пир-совской
одинарности. 1 Здесь можно
сделать и другое сопоставление. Феноменология, начиная с Макса Шелера, выделила понятие материального и
аффективного априори. Затем это понятие
расширил и придал ему детализированный статус Микель Дюфренн (в ряде книг:
«Phenomenologie de /'experience
esthetique», II, P. U. E; «La notion
d'A-priori», «L 'inventaire des A-priori», Bourgois), поставивший
проблему отношений этих априори с историей и
с произведениями искусства: в каком смысле существуют эстетические априори, в каком смысле они все-таки
создаются, как, например, такое-то ощущение
в обществе или же такой-то оттенок цвета у определенного живописца? Феноменология и Пирс так и не встретились. И все
же нам представляется, что одинарность
Пирса и материальное или аффективное априори у Шелера и Дюф-ренна во многих отношениях
совпадают. |