Лирическая абстракция выглядит иначе. Мы видели, что она определяется через отношение света и белизны, хотя тень сохраняет здесь важное значение, чего нет в экспрессионизме. И дело здесь в том,
что экспрессионизм развивает принцип оппозиции, конфликта и борьбы: борьбы духа с мраком. А вот для приверженцев лирической абстракции деянием духа является не борьба, но ее альтернатива, некое фундаментальное «или-или». Коль скоро это так, тень уже не
продлевается до бесконечности и не инвертируется до
крайности. Она уже не продлевает некое положение вещей
бесконечно, но, скорее, выражает альтернативу между самим
положением вещей и преодолевающей ее возможностью, виртуальностью. Так,
например, Жак Турнёр порывает с готической традицией фильма
ужасов; его тусклые и светящиеся пространства, его ночи на
светлом фоне позволяют считать его сторонником лирической абстракции.
В фильме «Кошки» нападение в бассейне показано лишь в виде
теней на белой стене. Что же это: превратившаяся в леопарда
женщина (виртуальное соединение) или же просто леопард, которому удалось
бежать (реальная связь)? А кто служит жрице
в фильме «Буду»: ожившая покойница или же бедная девушка,
попавшая под влияние миссионерши?', Не следует удивляться тому, что мы вынуждены цитировать самых различных представителей
школы лирической абстракции: между собой они разнятся примерно так же,
как экспрессионисты, и многообразие взглядов сторонников
этого направления совершенно не мешает принимать само понятие. Фактически в лирической абстракции нам кажется
существенным то, что дух здесь не идет в бой, а поддается некоей альтернативе. Альтернатива эта может представать в
форме эстетической или страстной
(Штернберг), этической (Дрейер) или религиозной (Брессон), и
даже в виде игры таких разнообразных форм. Например, у Штернберга
выбор, который предстоит сделать героине; — стать ли ей холодным андрогином,
белым или сверкающим, — или же влюбленной женщиной и даже выйти замуж, - с
очевидностью появляется лишь в отдельных
случаях {«Марокко», «Белокурая Венера», «Шанхайский экспресс»), но тем не менее присутствует во всем творчестве: в
«Красной императрице» имеется один-единственный крупный план, частично
занимаемый тенью, и это как раз тот план, где принцесса отказывается от любви ради хладнокровного завоевания власти. А вот героиня «Белокурой Венеры», наоборот,
отвергает белый смокинг ради супружеской
и материнской любви. И хотя альтернативы Штернберга сугубо чувственные, они принадлежат сфере духа не меньше, нежели кажущиеся сверхчувственными альтернативы
Дрейера или Брессона1. Как бы там ни было, речь здесь идет
только о страсти или об аффекте, в той
мере, в какой, согласно Кьеркегору, вера все-таки является делом страсти,
аффекта и ничего иного. |