Глава II Кадр и план, кадрирование и раскадровка 1 Мы будем
исходить из весьма простых определений, даже если впоследствии их придется исправлять. Кадрированием называют обусловленность
закрытой или относительно закрытой системы,
включающей в себя все, что присутствует в> образе: декорации, персонажей, аксессуары. Следовательно,
кадр образует множество, состоящее из большого количества частей, то есть элементов, которые сами входят в подмножества. Их можно досконально пересчитать. Очевидно^ что сами эти части присутствуют в образе. Это натолкнуло Якобсона на мысль назвать их объектами-знаками, а Пазолини
— «кинемами». Такая терминология вызывает ассоциации с языком (кинемы — это
нечто вроде фонем, а план* — что-то подобное
монеме), но такие сопоставления чисто внешние1.- Ибо если кадру и можно подыскать аналогию, то только в
области информационных системна не в лингвистике. Элементы его суть
данные — порой весьма многочисленные, а иной
раз практически единичные. Следовательно, кадр неотделим от двух тенденций:
насыщения и разрежения. Точнее
говоря, широкий экран и.тлубина кадра дали возможность приумножить число независимых данных, так что
вторичные сцены предстают на
переднем плане, тогда как на заднем плане развертывается основное действие
(Уайлер), — или же главное действие от второстепенного отличить уже невозможно (Олтмен). И наоборот,
разреженные образы возникают либо
тогда, когда весь акцент делается на одном-единственном объекте (так, у Хичкока: стакан молока,
освещенный изнутри, в< «Подозрении», горящий пепел
сигареты в черном прямоугольнике окна в « Окне во двор»); либо тогда,
когда множество лишено некоторых подмножеств (безжизненные пейзажи Антониони, пустые интерьеры Одзу). Как нам представляется, наибольшая разреженность
достигается в пустом множестве, когда экран становится абсолютно черным или
абсолютно белым. Пример — хичкоковский «Завороженный», когда
другой стакан молока показывается во весь
экран, оставляя на нем образ белый и пустой. Но и. благодаря разрежению, и через насыщенность кадр учит нас, что Ср.: Р a s о 1 i n i. «L 'experience heretique». Payot, p. 263—265. 54 Жиль Делёз Кино-1. Образ-движение 55 функция образа не только в том, чтобы его увидеть. Образ прочитывается в такой же мере, что и «смотрится». Кадр же обладает опосредованной функцией записи
информации — причем не только звуковой, но и визуальной. Если в образе мы мало что усматриваем, то значит, мы просто плохо умеем его прочитывать и недостаточно
оцениваем как его разреженность, так
и его насыщенность. Педагогика образа, когда функция записи информации
представлена непосредственно, возникает лишь у Годара; кадр теперь становится непрозрачной информационной поверхностью, то затуманенной насыщением, то сведенной
к пустому множеству, к белому или черному экрану1. |